Визит патриарха московского и всея Руси Кирилла в Самару произвел достаточно заметное оживление среди верующего населения города, да и среди неверующего тоже, хотя бы потому, что о нем не написал, наверное, только самый ленивый. В СМИ выходили целые ленты новостей о каждом мало-мальски заметном высказывании главного священнослужителя страны, блоги пестрили постами «на тему». 

Конечно, богослужение, проведенное главой РПЦ МП в Софийском соборе, не собрало 35 тысяч человек, как покаянный концерт народного любимца Димы Билана, однако толпа и в самом храме, и около храма образовалась заметная, и обставлено действо было с большой помпой. Собор оцепили силовики, а некоторые дороги перекрыли, после чего кое-кто из водителей, скорее всего, помянул патриарха отнюдь не добрым словом. 

Действо, происходившее в самом храме, явно уступало по зрелищности концертам Элиса Купера, однако прихожане явно остались довольны. 

Почему религиозное действо производит такой ажиотаж в XXI веке, когда будто бы сверхъестественные, а, точнее, неизведанные человечеством явления начинают все-таки рассматриваться с точки зрения естественных наук, «Засекин» побеседовал с социологом Сергеем Дьячковым. По мнению эксперта, подъем религиозности в современном российском обществе происходит из-за множества разочарований, постигших население России в течении века прошлого. 

— С некоторых пор люди потеряли, а точнее, не имеют вообще никакой веры. Раньше была какая-то общественно-социальная вера, потом была вера в то, что что-то изменится, ну а сейчас — мы же видим по тому, как пассивны люди, как они ушли полностью в свои собственные заботы, что им остается только одно: вечное, верить в бога, — объясняет г-н Дьячков. 

Следуя логике собеседника, можно сделать вывод, что религиозность на самом деле и не уменьшалась, а в нынешних условиях, когда большинство населения деморализовано и постоянно ждет только ухудшения жизни — тенденции к победе человеческого разума над первобытными страхами и восторгами не превалируют. 

— Даже при Сталине опросы показывали, что более 80% населения называло себя верующими. А сейчас кем они могут называть себя? Советскими? Уже не советские. Россияне, как некоторые товарищи говорили? Уже не россияне. То есть, у них нет вообще какого-то приземленного государственного статуса. Поэтому остается только одно: наращивать в себе веру в то, что жить будем благодаря божьей милости, в жизни все делается, как это говорят — слава богу. Это никогда никуда не девалось, оно только усилилось. Человеку нужен кто-то высокий, кто бы его защитил, оберег. На первое лицо-то надежды нет, он у нас пропадает то на Исык-Куле, то в тайге, — рассудил эксперт.