Президент РФ Владимир Путин подписал закон, вносящий изменения в миграционное законодательство. Результат изменений — значительное упрощение процедуры получения разрешения на временное пребывание в России для иностранных граждан и расширение списка категорий иностранцев, которые могут такое разрешение получить.
Доктор социологических наук, президент «Фонда социальных исследований» Владимир Звоновский полагает, что цель закона — привлечение дешевой рабочей силы из ближнего зарубежья.
— Я думаю, что эти предложения направлены на восполнение недостатка в рабочей силе, чтобы вызвать в Россию тех, кто уехал обратно в Таджикистан, Узбекистан, Киргизию. Это последняя рабочая сила за пределами РФ, которая более или менее знает русский язык. Больше у нас нет никаких ресурсов, — поясняет Звоновский.
Некоторым иностранцам теперь не придется получать разрешение на временное проживание (РВП), чтобы получить вид на жительство (ВНЖ).
Иностранцы, родившиеся в СССР и имевшие статус советских граждан, постоянно проживающих в России, а также те, чьи родители граждане России и проживают на ее территории, смогут оформить ВНЖ сразу. Кроме того, это правило распространится и на носителей русского языка, высококлассных специалистов и членов их семей, а также закончивших с отличием очное отделение российского вуза.
РВП без квоты смогут получить беженцы — в числе этого списка находятся украинцы.
У многих граждан России упрощение въезда в страну для иностранцев неизбежно вызовет массу вопросов, и в связи с этим может возникнуть проблема повышения социальной напряженности в стране. Однако Владимир Звоновский полагает, что бояться нечего.
— Я сомневаюсь, что будет большой приток. Все, кто могли приехать, все уже приехали. Может быть, кто-то рассчитывает на Таджикистан, все население которого всего лишь в пару-тройку раз больше населения Самарской области, или Узбекистан, который чуть побольше, или Киргизию, в которой людей еще меньше, чем в Таджикистане, так что черпать эту рабочую силу больше особо неоткуда.
Конечно, потенциал изменений в обществе у такого изменения законодательства есть. Об этом собеседник рассуждает следующим образом:
— С одной стороны, если вы ввозите рабочую силу и она работает, естественно, это исключительно позитивный момент, а с другой стороны — она вытесняет с рынка какую-то дешевую и не очень дешевую рабочую силу. Естественно, вы тем самым меняете социальную структуру общества. С этим сталкиваются европейские страны, например, Германия. Когда она принимает слишком большое число мигрантов, люди с самой низкой квалификацией вытесняются из социальной структуры и окончательно садятся на шею бюджета. Они становятся более дорогими для бюджета, но более управляемыми.
Пример Германии в контексте рассматриваемого вопроса, конечно, весьма уместен, но Германия — это Германия, а наша с вами страна – совсем другой случай: прожить на пособие по безработице не получится. Несмотря на то, что большого потока мигрантов эксперт не прогнозирует, сразу напрашивается вопрос: не увеличится ли в России количество людей, выброшенных за борт жизни, безработных? Здесь социолог тоже не разделяет пессимизма.
— Не думаю, что так будет, потому что в основном нашему человеку проще устроиться в какую-нибудь госструктуру, приносящую небольшой, но стабильный доход, чем заниматься нелегальной или полулегальной деятельностью.
Комментарии (0)
Оставить комментарий