В годовщину панк-молебна группы Pussy Riot на самарской набережной состоялась несанкционированная акция. Семь молодых людей и девушек в балаклавах прошли, напевая скандальный молебен, в районе Первомайского спуска. Сегодня же в Москве были задержаны кандидат исторических наук, доцент Ирина Карацуба и доктор культурологических наук, профессор Елена Волкова, пришедшие в храм Христа Спасителя, чтобы помолиться об осуждённых участницах группы Pussy Riot и возложить тюльпаны на солею, где год назад девушки исполнили ставший роковым для них минутный молебен.

Своими мыслями о том, что изменилось за этот год в России, с порталом Засекин.Ру поделился кандидат филологических наук, преподаватель Роман Черкасов.

- Ещё год назад РПЦ не была настолько одиозной организацией, у которой было бы столько ненавистников. Это была консервативная организация, обслуживающая власть, но РПЦ не вызывала такой ненависти, какую она вызывает сейчас в обществе, в том числе и у меня.

С другой стороны, атеизм, феминизм, ЛГБТ не вызывали столько ненависти, сколько они вызывают сейчас среди патриархально настроенных людей. Русская православная церковь была просто организацией при власти, а теперь она превратилась в такой жупел, который надо либо обожать, либо ненавидеть. Но то же самое произошло и со всеми антипатриархальными движениями. Ещё полтора-два года назад людям было безразлично, на феминистских ты стоишь позициях или нет. Сейчас этот вопрос уже стал болезненным.

- Как вы оцениваете его обострение с точки зрения развития общественного сознания?

- С одной стороны, историческое развитие – это, как мы знаем, столкновение противоречий. Если верить исторической диалектике, противоречия должны обостриться, а потом из этого что-то получится. Но с другой стороны, применительно к России это, конечно, плохо. Потому что ни два года назад, ни десять лет назад, никогда не было такого количества агрессивно настроенных людей патриархальных взглядов. Их вырастили за этот год. И Pussy Riot, чей поступок я глубоко уважаю,  во многом невольно послужили катализатором этого процесса.

В поединке «Pussy Riot  - власть» победила, конечно, власть, перетянув некое условное статистическое большинство на патриархально охранительные позиции.

Обострилась конфронтация, и в исторической перспективе это, может быть и хорошо. Но применительно к сегодняшней России это очень плохо, потому что если раньше можно было как-то жить, то теперь жить и дышать стало сложнее.