Ситуация с новостью о новокуйбышевской семье, которая после прибытия из Объединенных Арабских Эмиратов в течение недели добивалась обследования на коронавирус, всколыхнула общественность. Но больше, похоже, она взволновала депутатов Самарской губернской думы. По не слишком удачному стечению обстоятельств создалась видимость, что информацию об этом происшествии начал распространять депутат от КПРФ Михаил Матвеев. На Матвеева посыпались обвинения в распространении ложной информации — от блогеров и даже общественности в лице новокуйбышевских врачей. «Главным обвинителем» стал депутат ГД Александр Хинштейн, отношение которого к Матвееву можно считать почти личным. Однако, сама информация о «фейке» оказалась не совсем достоверной.

История, о которой 25 марта писал «Засекин» (речь идет о семье из шести человек, добивавшейся в течение недели проверки на коронавирусную инфекцию), прозвучала на заседании Губернской думы 24 марта текущего года из уст депутата от «Единой России» Юрия Шевцова, в рамках обсуждения необходимости вынесения на заседание Думы вопроса о мерах, принимаемых правительством против коронавирусной инфекции.

По словам попавшего под раздачу Михаила Матвеева, г-н Шевцов привел этот факт в качестве примера того, что на фронте борьбы с пандемией не все так хорошо, как может показаться. Г-н Матвеев отметил, что ко времени начала заседания (15:00) уже порядка четырех СМИ уже опубликовали новость о том, что в Новокуйбышевск, возможно, пробралась инфекция. В частности, на сайте ProGorod материал был размещен в 12:51, а в паблике «Город Н-ск 2000» в социальной сети «ВКонтакте» — в 14:15 и так далее.

После заседания Михаил Матвеев опубликовал в своем Твиттере запись, которая позже была удалена, звучащая, со слов депутата приблизительно так: «Семья из шести человек, приехала в Новокуйбышевск из-за границы, в течение недели не могла добиться обследования, а когда, наконец, их обследовали, подтвердился КВИ. Это все, что вам нужно знать о том, как борются с коронавирусом в Самарской области.»

Однако, как известно, пост в Твиттере не может быть больше 280 знаков, поэтому важное пояснение депутата пошло в комментарий к первому посту. А такие вещи, как правило, никто не читает. Приводим текст уточнения.

— Об этом сегодня на Совете Думы рассказал депутат из Новокуйбышевска. Семья: муж (ходил в банк), жена (зам.директора бюджетной организации культуры) и четверо детей. Семь дней(!) не могли добиться, чтобы их обследовали. Так что сказкам не верьте, ограничьте свои выходы.

И после этого депутат добавил:

— Хочу добавить, что официальная информация только в оперативном штабе. Я в данном случае пересказываю информацию, прозвучавшую на Совете Думы от одного из новокуйбышевских депутатов. О том как работает система, даже когда туристы звонят на горячую линию. И с этим надо разобраться.

После этого политик сразу, как только появилась информация о том, что диагноз «коронавирусная инфекция» у новокуйбышевцев не подтвердился, опубликовал об этом еще один твит «Официально Новокуйбышевск в списке с короновирусом не подтвержден», со ссылкой на портал «Волга Ньюс».

Очевидно, что приведенная совокупность текстов исключает утвердительный тон, содержит ссылку на источник информации и оговорку о том, что информация требует проверки. Тем более, что в качестве источника информации выступил председатель комитета по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции, а не анонимный пользователь в «Живом Журнале».

Пожалуй, в сложившейся в настоящий момент ситуации, первый пост лучше было выдержать в более нейтральном тоне, так как пояснения к первому посту действительно мало кто читает, а прочитав его, многие могли заволноваться. Судя по репликам коллег Михаила Матвеева на заседании Губернской думы 31 марта текущего года, так и произошло.

Однако, как уже было сказано в начале, на виду оказалось волнение совсем не рядовых новокуйбышевцев.

На имя председателя Губдумы Геннадия Котельникова пришло письмо, подписанное якобы коллективом Новокуйбышевской центральной городской больницы, в котором информация г-на Матвеева была названа «абсолютной ложью», а в довершение всего на канале «Россия-1» в программе Андрея Малахова депутат Госдумы Александр Хинштейн возмущенно рассказывал о том, что в Новокуйбышевске не было случаев, когда кто-то не мог дозвониться до горячей линии. Напрямую он не обвинял г-на Матвеева в распространении заведомо ложной информации, но согласился с депутатами Губдумы, давшими «жесткую оценку» действиям регионального парламентария, и упомянул отвлеченно об ответственности за распространение фэйков. Несколько странно, правда, выглядит то, что весьма умный и образованный человек, депутат Государственной думы, не вник предварительно в вопрос, о котором высказывался на центральном телеканале.

«Жесткая оценка» коллег была выражена в том числе и в высказываниях, приписывавших г-ну Матвееву «ловлю хайпа» на новокуйбышевской истории. Председатель комиссии по здравоохранению Марина Сидухина отметила, что порядка тридцати СМИ, публикуя информацию о подозрениях на коронавирус в Новокуйбышевске, сослались именно на твиттер представителя КПРФ. Вопрос депутата будет рассматриваться на заседании комиссии по вопросам депутатской этики и информационной политики.

Стоит отметить, что в день публикации твита, ставшего яблоком раздора, корреспондент «Засекина» обратился к самому Матвееву для того, чтобы тот уточнил информацию. В беседе он подчеркнул, что история рассказана г-ном Шевцовым, а информация требует проверки.
Так или иначе, в итоге получилось так, что в глазах общества Михаил Матвеев стал представляться первоисточником новости о новокуйбышевской семье. Однако, на заседании Губдумы 31 марта и упомянутый выше Юрий Шевцов, и второй депутат от Новокуйбышевска, Андрей Коновалов, подтвердили, что факт невозможности дозвониться на горячую линию по коронавирусной инфекции действительно имел место.

К сожалению, «Засекину» не удалось дозвониться ни до г-на Шевцова, ни до г-на Коновалова, чтобы расспросить их о подробностях происшествия в Новокуйбышевске и их отношении к конфликту вокруг их коллеги Михаила Матвеева.

Сергей Любимов