Вокруг министерства здравоохранения Самарской области разворачивается информационная кампания, целью которой, судя по всему, являются кадровые перестановки в ведомстве Михаила Ратманова. Но делать это пытаются, похоже, за счёт давления на губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Предположить, кто стоит за организацией и исполнением заказа несложно. Открытым остаётся вопрос: Работают ли такие инструменты давления на главу региона?

 Ратманов, как неожиданные неудобства

Явление в Самарскую область «министра из Северной Осетии» в конце прошлого года стало неожиданностью практически для всех участников регионального рынка медицинских госзакупок. Самарский бизнес, привыкший зарабатывать на дружбе с региональным минздравом, ждал других назначений.

Среди имен претендентов были как понятные, так и совсем неожиданные. Например, кандидатуры директора ТФОМС Самарской области Владислава Романова и главврача Тольяттинской городской клинической больницы №5, депутата Самарской губдумы Николая Ренца, которые назывались «Засекину» в частных разговорах представителями медбизнеса, понять можно. Оба имеют в регионе сложившуюся репутацию, налаженные связи с врачебным и бизнес сообществом. Оба, по неофициальной информации, связаны с интересами различных коммерческих структур, а также находятся в политическом поле: один тесно работал с экс-мэром Самары Виктором Тарховым, другой пересидел в Думе не одного министра здравоохранения. И тот, и другой заслуженные, влиятельные и обеспеченные люди – «тяжеловесы» самарской кулуарной политики.

Но были и, казалось бы, «неожиданные» претенденты, играющие в политическом «легком весе». Один из них – руководитель Росздравнадзора по Самарской области Антон Еремеев. В отличие от Романова и Ренца, повод для якобы имеющихся у чиновника министерских амбиций неясен. Однако, собеседники «Засекина» в лечебных учреждениях рассказывали, что г-н Еремеев якобы не раз позволял себе фантазии на тему: «Когда я возглавлю минздрав Самарской области...» Предположительно, он может пользоваться поддержкой бывшего министра здравоохранения Геннадия Гридасова, который даже растеряв своих замов в судебных баталиях, а затем и кресло главы ведомства, пытается играть значимую роль в медицинской жизни губернии. По крайней мере, у него сохранились прямые контакты как с губернатором Дмитрием Азаровым, так и с рядом вице-губернаторов и зампредами правительства Самарской области. Если бы в России существовал закон «О лоббизме», Геннадия Николаевича вполне можно было бы назвать лоббистом. Но такого закона в нашей стране пока нет.

Какие бы из региональных групп не одержали победу в аппаратной борьбе за кресло министра в прошлом году, было понимание, что он был бы свой и местных не обделил бы. Но губернатор Самарской области рассудил по-своему, назначив «варяга», не связанного с местными элитными группами. И у коммерсантов начались «неудобства»

 Нетрадиционная бюджетная ориентация

 Поставщики медицинского оборудования, лекарств, перевязочных и расходных материалов в большинстве своём работающие как посредники между учреждениями здравоохранения и другими такими же, но более крупными, посредниками, привыкли к невысокой плотности рынка, почти полному отсутствию конкурентов и, как следствие, высокой маржинальности своего бизнеса. Входы-выходы, обеспечивающие кратчайший путь к получению госконтрактов, были известны всем, кому это было надо. Экс-заместитель Гридасова Альберт Навасардян – яркая тому иллюстрация.

Но внезапно оказалось, что глава региона поставил перед министром другие цели. И, как бы не было сложно в это поверить, начала проявляться неожиданная для губернии бюджетная ориентация Михаила Ратманова – на экономию. Сметы стали уменьшаться порой на 20-30% от традиционных сумм при тех же объемах и качестве поставляемых оборудования, расходников и медикаментов. Уже в первые месяцы работы нового состава министерства при закупке запланированных трех аппаратов МРТ, удалось сократить расходы таким образом, что хватило на четвертый для одной из районных больниц. Там аппарат МРТ уже и ждать перестали.

Затем началась чистка рядов главврачей. Обиженных было более чем достаточно. Стоит отметить, что некоторые схемы с элементами «творческой бухгалтерии» при медицинских госзакупках, по оценкам экспертов, вовсе нереализуемы без участия главных врачей. Как и выставление высоких закупочных цен. За долгие годы работы, это поняли даже самые честные и непонятливые руководители больниц. В отдельных случаях профилактических бесед оказалось недостаточно.

С приходом в команду Михаила Ратманова двух новых замов – руководителя департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения Мергена Бадма-Гаряева и главы департамента информатизации, организационной деятельности и лицензирования Асланбека Майрамукаева – ситуация для местного бизнеса стала совсем печальной. Работать министерство готово были со всеми, но при условии снижения цен. Наблюдая за процессом, может сложиться впечатление, что у Михаила Ратманова, и у губернатора Самарской области Дмитрия Азарова есть политические цели, выходящие за рамки банального «распила бюджета». Например, эффективность реализации нацпроекта «Здравоохранение» и улучшения показателей по смертности и уровню заболеваний, которые сулят чиновникам не только почет и уважение, но и карьерные перспективы за пределами губернии. В этом смысле Михаил Ратманов многим не совсем понятен. «Ведет себя так, будто дорожит репутацией», – с иронией говорят коммерсанты. 

 Оговорка по Бадма-Гаряеву

 Значит, по репутации и следует бить. Снять главу самарского минздрава, возможно, и не получится. И назначение иногороднего министра Дмитрий Азаров делал не для того, чтобы спустя год демонстративно вернуть представителей самарских медицинских кланов «на кормление». И Вероника Скворцова, по неофициальной информации, поддержавшая назначение Михаила Ратманова вряд ли воспримет такое решение как проявление дружбы и готовности тесно сотрудничать по всем фронтам, включая нацпроекты.

А вот «подпилить ножку» министерского кресла, выбив из команды Ратманова кого-то из его замов и через голову назначить «проверенные самарские кадры» – задача амбициозная, но вполне решаемая.

Так, по информации «Засекина», служба безопасности одного из коммерсантов от медицины, ныне отбывающего наказание за картельный сговор, рассылала «аналитику» в ряд региональных и федеральных СМИ, компрометирующие и конкурентов, и чиновников министерства. В СМИ, финансируемом данным коммерсантом, до сих пор с завидной регулярностью выходят статьи, критикующие минздрав за неготовность профинансировать частную кардиологическую клинику в ущерб государственному кардиодиспансеру.

Но, помимо данного предпринимателя, стремящегося снискать репутацию политического заключенного, почти Ходорковского местного масштаба, есть и другие силы, кому сегодняшнее министерство не даёт осваивать бюджет в привычном масштабе. Они работают с репутацией как настоящие политики.

Спусковым крючком для них стала оговорка замминистра Мергена Бадма-Гаряева сделанная во время беседы с журналистом ВГТРК по поводу препарата «Преднизолон». После окончания интервью корреспондент решил задать пару вопросов «под выключенную камеру». И тут случилось редкое для телерепортера везение: чиновник, думая, что говорит «не для печати», использовал недостойную бюрократа такого уровня фразу «нафиг». Камера была включена. Сюжет вышел в эфир. Но особого резонанса не вызвал. Бадма-Гаряев, увидев сюжет, извинился перед жителями губернии за некорректное высказывание и выложил распечатку своего интервью, которое не вошло в эфир.

Но, спустя неделю, к раскрутке оговорки Бадма-Гаряева подключились местные около политические блогеры и «условно анонимные» телеграмм-каналы. Их авторство, по некоторым данным, принадлежит известным в Самарской, Саратовской и Ульяновской областях черным пиарщикам, последние несколько лет обслуживающим интересы строительного бизнеса, а теперь и одного из экс-претендентов на пост министра здравоохранения.

Любопытно, что к «личному делу» команды Ратманова, которому посвятили с десяток публикаций, присовокупили даже закупку «по завышенной цене» УЗИ-сканеров «Электрон». Торги по ним были объявлены и проведены ещё при Геннадии Гридасове. Этот факт, легко проверяемый с помощью сайта госзакупок, не оставляет сомнений в спланированном характере информационных вбросов о действующем министре и его замах. Учитывая весьма скромный размер аудитории упомянутых блогеров и телеграм-каналов, адресатом сообщения явно является не широкая общественность, а первые лица и их «аналитики», которые должны сделать оргвыводы о необходимости зачистки самарского минздрава. Хотя бы частичной. Хотя бы одно кресло зама. Но пока неясно, работают ли такие «хитрые многоходовки» в отношении действующего губернатора Самарской области.