У Самары нет устоявшегося генплана, но скоро, похоже, будет реестр гаражей. Так власти планируют начать процесс зачистки областной столицы от пережитка прошлого – металлических гаражей, стоящих сегодня практически в каждом дворе. Среди аргументов чиновников – строительство дорог и детских площадок. Владельцам гаражей предлагают компенсацию. Но только в том случае, если собственность была должным образом оформлена. Не исключено, что таким образом власти создают в городе повод для протестной активности.

Полный и окончательный порядок в Самаре чиновникам мешают навести незаконные постройки. И если ремонт фасадов методом их раскраски коснулся преимущественно домов, расположенных по так называемому «гостевому маршруту», то «гаражный геноцид», как инициативу властей уже называют некоторые владельцы этих сооружений, может коснуться весь город. Хотя начнут, как предполагается, с нескольких районов, где количество гаражных массивов наибольшее. Любопытно, что чиновники ссылаются на недовольных жителей, которые переживают, что на этих местах могли бы быть… детские и спортивные площадки. На их месте могли бы быть дороги! – вторят возмущенным жителям областной минтранс.

Но мнение владельцев гаражей, которые пользуются своими сооружениями десятилетиями, похоже, решили не спрашивать. А это десятки тысяч самарцев.

Министерство строительства Самарской области требует снести гаражи для строительства съезда с улицы Ташкентской. Съезд, который располагается с путепроводом со стороны улицы Солнечной, построен только частично. И чтобы его закончить, необходимо снести гаражи. В будущем ширина дороги должна составить семь метров.  

Однако горожане, которым принадлежат данные гаражи, недовольны тем, что они останутся без своей собственности. Некоторые из них рассказывают, что металлические постройки им передал отец, а отцу дед. Есть и те, кто утверждает, что у них есть документы именно на его постройку и в другом месте им ненужно. Но даже если документов нет, то эти объекты стоят по несколько десятков лет и пользуются ими люди открыто долгие годы. И все эти годы у чиновников, управляющих компаний и надзорных органов не возникало вопросов к собственникам.

Жители ближайших домов по ул. Ташкентская рассказали, что минтранс обещал оставить гаражи и рассмотреть другую планировку дороги, но… Без ведома жителей и обсуждения с ними вариантов строительства дороги гаражи, в конечном счете, решили убрать.  

Взамен ведомство предлагает тем, кто докажет в суде законность постройки, деньги или новое место.

Но самарцы говорят, что сумма, которую им предлагают, недостаточна для покупки гаража, перевоз всех вещей из старого и обустройство новой постройки. А новые места, которые готовы выделить минтранс, находятся слишком далеко от дома.  

В частности, одно из них находится в трех остановках от дома владельца гаража. Поэтому в настоящее время идут судебные разбирательства между жильцами и ведомством. В конце апреля владельцы подали апелляцию. А подрядчик тем временем завершает строительство самого путепровода. Его возвели на месте кольцевого пересечения.  

Такая же проблема разворачивается и в других районах города.

Так, мэр Самары Елена Лапушкина говорила о том, что нужно уделить внимание ржавым гаражам в Октябрьском районе.  Их насчитали около 128, но только 60 из них решили демонтировать. Для решения проблемы в Ленинском районе глава районной администрации Дмитрий Титов заявил о необходимости составить реестр самовольно установленных гаражей. Деньги на демонтаж обещала выделить администрация.

В Самаре политики предлагали вывезти все незаконные гаражи за город, а на их месте обустроить парковки. Впрочем, некоторые их коллеги восприняли идею в штыки.  

По мнению противников инициативы, это спровоцирует войны между автомобилистами.  

Корреспондент «Засекина» поговорил о проблеме с руководителем регионального центра НП «ЖКХ Контроль» Виктором Часовских.

- Здесь подходить нужно с позиций законности, конечно, - проявил традиционную для себя осторожность Виктор Часовских. – Есть такое понятие - «красная линия». Линия, за которой нельзя проводить строительство и осуществлять постройки. В данном случае виновата уже власть, те, кто давал разрешение на строительство в рамках этих красных линий. Если это виновата власть, то нужно спрашивать с неё и наказывать за то, что они когда-то позволили строить гаражи. Но то, что дорога необходима для нужд города – это обязательное требование, и здесь есть понятие «отчуждение земельных участков в интересах города». Такая практика тоже существует, - пояснил собеседник. 

Он также говорит о том, что новая дорога несомненно нужна, но с теми, у кого есть законные права на земельный участок с гаражом – нужно разбираться с каждым по отдельности. А в случае, если нет рядом новых мест, то администрация просто исходит из того, что есть.  

Но в любом случае ее представители должны сесть за стол и разобраться с проблемой каждого недовольного индивидуально.  

На стороне городских властей и минтранса выступил даже оппозиционный депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, понимающий недовольство граждан, но убеждённый, что нужно прекратить держаться за хлам и ржавый гараж. 

- В вопросах, где речь идет о конфликте интересов гражданина, который обладает железным гаражом и города по прокладке дороги, я на стороне города. Потому что в 70-е годы, когда всё это пошло, граждане ставили эти гаражи, где хотели. В моём собственном дворе только в прошлом году убрали металлический гараж с площадки. Он стоял там с советских времен. Сооружение в свое время принадлежало участнику войны, потом он умер, а наследники препятствовали его демонтажу. Хотя он стоял посреди детской площадки и использовали его как склад. Я понимаю людей, но сейчас ситуация поменялась, сейчас никто в гаражах машины не хранит. Их страхуют и бросают под окнами, - поделился мнением депутат. 

По его мнению, проблема должна быть урегулирована путем наличия у города генплана. Его, по словам Матвеева, у Самары нет уже последние 20 лет. Впрочем, формально генплан у областной столице всё же имеется, но он постоянно меняется, в зависимости от настроения власти. Последний раз новый проект генплана обещали представить в начале 2018 года. В открытых источниках его пока нет.

Только благодаря генплану и правилам землепользования и застройки, которые принимают на его основе, будет понятно, где и что строить. В таком случае даже павильоны можно расположить в любом месте, с условием, что город в любое время может воспользоваться данным местом в своих целях. 

Ева Терская