Позавчера бдительные самарские патриоты передали в комитет «Куйбышев» найденный ими дневник, который двести лет назад вёл самарский городничий Иван Второв. Мы были поражены его содержанием, и до сих пор мнения членов комитета расходятся: был ли автор куплен английской разведкой или, начитавшись западных газетенок, сам скатился до гнусной и подлой клеветы на наш любимый город и его обитателей.

Мы рискнём привести здесь некоторые выдержки из этого мерзкого дневника и надеемся, что вы разделите наше справедливое возмущение и будете воспитывать молодое поколение самарцев в истинно патриотическом духе. В связи с этим просьба воздержаться от показа данного текста лицам, не достигшим сорокалетнего возраста.

 

х х х

1815, 23 ноября. Много насмотрелся я в продолжении жизни и службы моей... Одни только злые ленивцы, беспечные и грабители отличаются почестями, а добрые, попечительные и сострадательные люди – в презрении. Богатство или подлая лесть или нахальство получает чины, кресты и важные места для хищений. На это еще ни один патриот не обратил своего внимания вслух, чтобы голос его услышан был у престола доброго царя нашего. Скоро я избавлюсь от всех забот и огорчений, буду лучше спокойным зрителем, нежели действующим лицом и страдающим. Через полтора месяца, думаю, кончатся наши выборы. Теперь идут подлые совещания и заговоры – кому быть на каком месте. Люди все наперечет и люди только по фигуре отличные от скотов.

1820, 5 октября. Теперь как все обезображено, перепорчено! Какое правосудие! Третьего дня, возвратясь из Петербурга, Андрей Гаврилович Жданов рассказывал о грабительстве и несправедливости министров и подминистров... Боже мой! К чему все это идет?

Никакого внимания не обращают на гражданскую часть. Неужели всей империи надобно только стоять во фрунте с ружьем и маршировать? Кровью обливается сердце, видя ужасный разврат и несправедливость гражданского управления. Кто же управляет! Невежды, грабители и эгоисты.

В каком состоянии теперь выборы? Кто судит и рядит? Ежели есть еще у кого-нибудь и сколько-нибудь патриотизма – с какой горестью должен тот видеть, страдать и терпеть.

Достоинство только в богатстве и умении маршировать.

1833, 7 ноября. Весь октябрь и поныне я в совершенной скуке. Самара наша обществом стала хуже деревни. Некуда выйти. Сижу более один дома.

1835, 31 марта. Городничие наездом грабят город и хвалятся взятками. Здвиженский за 9 месяцев награбил до 30 тыс. рублей. Сеченов говорит, что ему только бы добыть до 50 тыс. и уехать. Улицы безобразны. Я стеснен. Где искать правосудия? Господи, успокой меня, когда я выеду из здешнего ада!

 

Общественный комитет «Куйбышев»