Накануне, 28 мая Борис Гребенщиков [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]со своими музыкантами выступил в экзотическом для Самары формате бесплатного концерта. Выступление проходило на набережной у известного ресторана и было очень душевным. Публика услышала песни разных лет и программ, включая «Двери травы», которые прозвучали на следующий день на сцене ОДО в честь 65-летия БГ. Добрая инициатива патриарха русского рока вызвала неоднозначную реакцию разных людей, от врио министра культуры региона до местных музыкальных критиков.

Концерт Бориса Гребенщикова на самарской набережной, по-видимому, задумывался как спонтанное выступление (подобные вещи мэтр уже практиковал в ряде других городов), но что-то пошло не так. За полтора дня до события ресторан, у которого должен был выступать музыкант, разместил в соцсетях анонс, и новость о его «внезапном» концерте целый день лидировала в топе «Яндекса». В итоге в день «икс» сотни людей заблаговременно осадили точку общепита. 

Несмотря на это, концерт начался почти с полуторачасовой задержкой, и дело было не в непунктуальности БГ, а в банальных пробках. Запыхавшийся гость появился лишь когда стрелка часов неумолимо приближалась к половине девятого вечера. К этому времени местами не вполне трезвая публика успела пережить гамму разных эмоций, а наиболее активные ее представители отметились рядом нелестных высказываний в адрес Бориса Борисовича. 

Сначала зрители приветствовали аплодисментами всех выходящих из ресторана на огороженный «пятачок» бородатых мужчин, потом, когда один из них объявил, что концерт задержится на час, огорчились. Чей-то пьяный голос настойчиво звал «Борю», думая, что он то ли струсил, то ли его заперли в ресторане. Второй голос призывал «Алису»: не девушку, а рок-группу. Ни тот, ни другая все не появлялись. 

Но после мучительного ожидания вышли и настроились музыканты «Аквариума» с набором струнных, скрипичных, ударных и духовых. Для разрядки обстановки они сыграли инструментал, в котором узнавались Imagine Джона Леннона и Tears in Heaven Эрика Клэптона. Причем первой из этих композиций неудачно, но от души подпел один из зрителей. 

«Гиг» затих, напряжение усилилось. Мимо прошли пограничники, и толпа послушно расступилась. В тот момент, когда ждать стало невмочь, выскочил Борис Гребенщиков, назвал слушателей «долготерпивцами» и запел освежающий «Марш священных коров». Потом были «Двери травы», и люд оттаял. Зрители стали притопывать: в тесноте танцевать было невозможно. Но это успешно проделывала пара влезших на дерево молодых людей, изумляя охрану заведения. 

Затопал и появившийся из дверей ресторана за спиной Бориса Борисовича как всегда серьезный врио министра культуры Сергей Филиппов. 

На ожидаемых «Стаканах» публика запела во всю мочь. Однако в остальном трек-лист выступления был непредсказуемый и пестрый. Например, загадочный «Сувлехим Такац» в нем встретился с закрывшим концерт старинным «Вавилоном». Упор был на мистические, добрые песни с кельтскими мотивами и пацифистскими текстами, никакого протеста и негатива. 

Вероятно, поэтому музыка Бориса Гребенщикова и его группы так благотворно повлияла на слушателей. Люди, молодежь, пенсионеры и дети, которых тоже было немало, преобразились, и уходили с концерта если не счастливыми, то в хорошем настроении и с улыбками на лице. Это отметил и сам мэтр: «Как же хорошо у вас здесь! Как же вы прекрасны!» 

В момент, когда он пел о вечном, и в его привычных темных очках отражалась набережная и танцующие девушки, спорить с этим казалось кощунством. Во всяком случае, концерт музыканты отыграли от души, дав публике отдохнуть час с небольшим. Уходившие зрители строили предположения, что это было — PR-акция ресторана, реклама предстоящего концерта или успешная попытка воскресить музыкальный дух 60-х, которые так любит и регулярно освещает в «Аэростате» Борис Борисович.

Музыкант и журналист Данила Телегин в своем посте в Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]предположил, что «это затеяли ради попадания в федеральные ленты». «Чтобы получить заголовки в духе "Неожиданный концерт БГ собрал рекордное количество публики на самарской набережной (видео)". Случился акт содействия развитию внутреннего туризма посредством продвижения ключевого городского пространства Самарская набережная», – написал он. 

Вероятно, последнюю мысль развивает и твит Сергея Филиппова, который многозначительно подписал фото концерта: «Самара. Волга. БГ…» 

Впрочем, неизвестно, пытался ли фронтмен «Аквариума» делать кому-то рекламу или развивать туризм региона. Сам он на эту тему не высказывался. Так или иначе, в Самаре выступлений артистов такой величины на открытом воздухе «безвоздмездно, то есть даром» еще не было, в наших краях это экзотика. Неудивительно, что подобный жест вызывает странную реакцию и конъюнктурные попытки вписать его в политический контекст. Так или иначе, концерт БГ как культурный факт состоялся, удался и оставил у каждого свое послевкусие.

Петр Кембер