10 марта в концертном зале «МТЛ-Арена» состоялся первый и, возможно, последний в губернии концерт Manowar — одной из важнейших групп в жанре Heavy Metal. Самара вошла в число девяти российских городов, в которых группа запланировала концерты в рамках прощального тура «Final Battle». Кроме России, тур затронет еще восемь стран.

Уже в половине восьмого вечера, когда корреспондент «Засекина» прибыл в «МТЛ-Арену», снаружи и внутри здания собралось множество людей. Возраст собравшихся варьировался от 16 до 60, а то и старше. Внешне люди тоже были очень разные: можно было увидеть и людей в костюмах, и тех, кто носит металл-атрибутику. Собравшиеся обсуждали, как долго все они ждали этого события.

Группа Manowar появилась в начале 1980 года в Великобритании. Позднее музыканты перебазировались в США. Путь коллектива был нелёгким, но яркая творческая индивидуальность и высокое исполнительское мастерство сделали своё дело. К середине 1980-х Manowar взошли на Олимп тяжёлой музыки.

От коллег по жанру Manowar отличала очень цельная концепция: музыканты обращались к темам культа силы, мужества и боевого братства. Кроме этого, они первыми начали активно использовать в своем творчестве образы героического фэнтези и скандинавской мифологии.

Музыка Manowar серьёзно повлияла на развитие тяжёлого рока в целом, и, в частности, причастна к возникновению направлений Viking metal, Pagan metal и Power metal. Некоторое влияние также они оказали на развитие Doom metal.

В СССР Manowar весьма активно слушали, несмотря на цензурные запреты и контрпропаганду советских СМИ. После распада Советского Союза музыка эпичных американцев не потеряла своего слушателя. В частности, и в Самаре.

Зал «МТЛ-Арены» к началу концерта, в заявленные 8 часов вечера, оказался набит под завязку. В эти минуты портальные колонки взорвались мощнейшим симфоническим вступлением. А потом на сцену вышла долгожданная четвёрка музыкантов.

Из оригинального состава в группе остались только 65-летний басист Джоуи ДиМайо, немного походящий на старого индейского вождя, и 64-летний Эрик Адамс, всё ещё весьма неплохо сохранившийся и до сих пор великолепно владеющий голосом. Гитарист И. В. Мартел и барабанщик Маркус Кастеллани смотрелись внуками легендарных металлистов, но по профессионализму «дедам» ни в чём не уступали.

Чувствовалось, что музыканты не просто отрабатывают программу, а играют с неподдельным удовольствием то, что любят и во что верят.

Играли неистово, яростно, и вполне подтвердили репутацию «самой громкой группы в мире»: слух после концерта у корреспондента «Засекина» восстановился в полной мере только минут через 15.

Со сцены гремел хит за хитом: Brothers Of Metal, Thor (The Powerhead), Blood Of My Enemies, Fighting The World и множество других: благо, за свою долгую карьеру Manowar создали немало блестящих композиций.

Атмосфера в зале накалялась. В фан-зоне и на танцполе царило оживление. Разгуляться было особо негде, поэтому люди просто приплясывали, осторожно трясли головами и подпевали Эрику Адамсу. Даже на балконе зрители вели себя очень активно. Под конец концерта было невыносимо жарко и душно.

Через полтора часа после начала сета басиста Джоуи ДиМайо оставили одного на сцене. Он сыграл виртуозное басовое соло и вдруг заговорил по-русски. Говорил он с трудом и признавался, что русский — очень сложный язык, но всё же его речь была вполне понятной.

Пожилой музыкант признался, что ему очень понравилась Самара, представил всем организатора тура, которого зал встретил дружным одобрительным рёвом, допил за здоровье собравшихся банку пива… И обмолвился, что Manowar в Самару ещё вернутся. Оказывается, тур, заявленный как прощальный, может оказаться все-таки оказаться не последним. Такому «обману» фанаты группы были даже рады.

Когда ДиМайо закончил речь, на сцену снова вышли все остальные, и группа продолжила выступление.
Концерт закончился феерическим треком «Black Wind, Fire And Steel», после чего разгорячённые слушатели потянулись к гардеробам.

Так закончилось событие, которое, возможно, позже назовут историческим.

К сожалению, дать объективную оценку событию мешает, с одной стороны, излишняя восторженность ценителей творчества Manowar и металла в целом, а с другой стороны — сохранившийся с советских времён стереотип восприятия металла как исключительно маргинального явления, недостойного внимания ценителей «настоящего искусства». Так что сказать точно, насколько вечер 10 марта 2019 года был значим для самарской культурной жизни, можно будет ещё нескоро.

Сергей Любимов