С мая жителям Самарской области, как и всей России, придётся расстаться с «расчётными книжками» за свет. Теперь оплата электроэнергии будет производиться по квитанциям, которые, в соответствии с новым законодательством, будут ежемесячно выставлять поставщики этой услуги. Для этого жители должны будут сообщать энергосбытовой компании показания электрических счётчиков и данные о проживающих в квартире. Переход на новую форму оплаты может стать подготовкой к принятию социальной нормы на электроэнергию.

 

О новых правилах «расплаты» рассказала на пресс-конференции руководитель департамента регулирования тарифов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Алёна Гаршина и представители компаний-энергопоставщиков.

Гаршина отметила, что выставление квитанций – не прихоть энергокомпаний, а исполнение требований постановления правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Оно обязывает потребителей оплатить коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за отчётным. В свою очередь ресурсоснабжающая организация обязана до 1 числа следующего месяца представить потребителю платёжный документ. Это касается поставщиков всех коммунальных услуг, в том числе и электроэнергии, которая раньше традиционно оплачивалась с помощью «расчётных книжек».

Граждане с 23 по 26-е число расчётного месяца должны будут передать в свою энергокомпанию показания приборов учёта, на основании которых и будут приходить квитанции. Иначе сумму оплаты представят, исходя из среднемесячного потребления либо по нормативу. Данные счётчиков можно будет сообщить по телефону компании, указанному в квитанции, по электронной почте, при оплате электроэнергии через банковский терминал или на сайте ресурсоснабжающей организации. Отрывную часть квитанции с показаниями счётчика будут принимать в обслуживающем отделении предприятия.

Такая практика уже два года реализуется в Тольятти. В Самаре первой из бытовых организаций на новую схему переходит ОАО «Самараэнерго», вскоре к ним должны присоединиться и остальные поставщики электроэнергии.

Генеральный директор ОАО «Самараэнерго» Олег Дербенев рассказал, что его компания снабжает электроэнергией около 70% региона, более 530 тысяч потребителей, и с 10 по 15 мая все они получат новые квитанции. Он рассказал, что компания почти год выборочно отсылает жителям пробные квитанции для сверки личных данных, пополняя базу информации о потребителях.

«Выставление квитанций – это соблюдение действующего законодательства и получение нами обратной связи. При получении квитанции-извещения в первое время возможно отображение неточной информации в этих квитанциях. У меня просьба отнестись к этому спокойно и обратиться к нам любыми удобными способами, чтобы передать более точную информацию о себе как о нашем клиенте. Получив более точную информацию, мы сможем выставлять совершенно прозрачные счета. Это будет удобно всем – и нам, и нашим потребителям», - успокоил г-н Дербенев.

По его мнению, потребители только выиграют от введения новой системы оплаты, так как им не придётся высчитывать разницу показаний на счётчике, искать информацию о тарифах. Этим займутся в электрокомпании. Он представил памятку, разъясняющую пункты квитанции.

 

Кроме индивидуального энергопотребления в квитанции будет отражаться плата за коммунальную услугу по электроснабжению общедомовых нужд.  Она будет исчисляться, исходя из размера жилой площади.

Как рассказала начальник центра обслуживания клиентов «Тольяттинской энергосбытовой компании» Ольга Глякова, за два года, на протяжении которых компания реализует эту схему, показания приборов учёта исправно подают больше 70% потребителей, для этого многие из них используют «личный кабинет» на сайте компании. Вскоре такой сервис должен появиться и на сайте «Самараэнерго». Его работа позволит клиентам не только передавать показания приборов учёта, но и узнавать текущий баланс и сумму задолженности.

«Сначала мы столкнулись с проблемой – не вполне корректные начисления в связи с отсутствием достоверной информации. Но в течение трёх месяцев эта ситуация выровнялась, потребители успокоились, поняли, что в любой момент можно обратиться в энергосбытовую компанию, где вам произведут перерасчёт», - рассказала Глякова.

«Энергоспикеры» настаивали на том, что выставление квитанций удобно не только компаниям-поставщикам, но и потребителям. Квитанции, по их словам, должны повысить платёжную дисциплину среди потребителей. «Квитанция – как напоминание, что нужно заплатить за электроэнергию», - считает Глякова.

Алёна Гаршина также отметила, что выверка информационных баз и формирование платежных документов необходимы, в том числе, и для подготовки региона к возможному принятию социальной нормы потребления электроэнергии. Напомним, в соответствии с постановлением правительства, регионы сами должны определиться, нужна ли им эта норма, и принять решение до 1 июля 2016 года. В сентябре прошлого года эксперимент по введению соцнормы на электроэнергию стартовал в шести регионах России, Самарская область в нём участвовать отказалась.

 

 

Татьяна Святкина