Вчера прошел последний, «очный» день голосования по поправкам к Конституции. Сама форма народного волеизъявления, срочно изобретенная властями, предполагала, что процедура может пройти с множеством нарушений. Тем не менее, на «Карте нарушений», которую ведет движение в защиту прав избирателей «Голос», таких эпизодов фиксировалось неправдоподобно мало, хотя известно, что «Голос», что бы о нем не говорили, нарушения фиксирует тщательно.

О происходившем на участках для голосования «Засекин» побеседовал с координатором «Голоса» Людмилой Кузьминой.

— Какие тут фиксировать нарушения, когда правила процедуры по голосованию позволяют все и избирательным комиссиям, и самим избирателям, включая лотерею, и при этом нет возможности все это проверить? Поэтому — какие нарушения? Я не знаю… У нас из нарушений отмечается какое-то нереальное по времени количество проголосовавших на дому на некоторых участках, отказы председателей комиссий отвечать на вопросы членов УИК, показывать документы избирательной комиссии, отвечать на вопросы наблюдателей. Когда нет правил, то не может быть и нарушено что-то. Правил нет, идет голосование, да и все. На сайте «Голоса» есть хроника дня голосования по России, там я вижу и задержания, и еще кое-что. Есть участки, где 100% проголосовало, я вот писала в своем Фейсбуке [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)][Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]: в 10 утра — уже 85%. Вопрос: как так могло быть? А узнать это не получится, потому что правил нет, и мы не знаем, как это сделали избирательные комиссии, — рассказывает собеседница «Засекина».

В дополнение к словам г-жи Кузьминой можно добавить, что на карте «Голоса» по Самарской области зафиксированы два сообщения о вбросе голосов. Один случай, по словам сообщившего, произошел в Сызрани – избирательница пришла 1 июля, но обнаружила, что за нее проголосовали еще 29 июня. Был составлен акт, женщина проголосовала по дополнительному списку. Но никаких жалоб не писали и полицию не вызывали.

Во втором случае в селе Новосемейкино, по словам источника, члены избирательной комиссии сагитировали проголосовать мать за дочь без присутствия и ведома дочери. На вопрос, нужен ли ее паспорт, ответили, что не надо, что все данные у них есть. По второму случаю присутствует даже официальный комментарий, утверждающий, что информация не подтвердилась. Это было очень ожидаемо.

Вспомним и еще об одном элементе «Всенародного голосования», о котором все порядком подзабыли. Юрист Андрей Комаров опубликовал в своем Твиттере бюллетень, с которым жители региональной столицы голосовали по поводу присвоения Самаре статуса города трудовой доблести. Его озадачило то, что во главе листа стоит логотип партии «Единая Россия», а не герба Самары, а рядом с ним — символика правительства Самарской области и некоторых общественных движений. Собственно, можно сказать, что голосование по статусу города очень органично вписывается в общую абсурдность происходящего.