Вчера, во время видеоконференции президента РФ Владимира Путина с несколькими многодетными семьями и уполномоченной по правам ребенка при администрации президента Анной Кузнецовой, последняя высказала идею о необходимости полного реформирования органов опеки.

Конкретики, кроме итогов прошлого года в процентах, г-жа Кузнецова не озвучила. В общих чертах — детский омбудсмен отметила, что региональные проверки, в том числе и прокурорские, выявили наличие, как она выразилась, «системных сбоев» в работе органов опеки. Г-жа Кузнецова также отметила увеличение количества жалоб на действия их сотрудников на 23%. Она заявила, что не нужно ограничиваться «точечными» мерами, а надо реформировать всю систему. Интригующие дополнительные заявления о том, что есть конкретные предложения в этом направлении, омбудсмен никак не раскрыла.

Можно предположить, что некоторые изменения будут основаны на предложениях фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» о реформировании системы опеки и семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей. В числе прочего, общественники предлагали сделать изъятие ребенка из семьи крайней мерой, на которую можно пойти только в случае опасности для жизни и здоровья ребенка.

Директор самарской общественной организации «Домик детства» Антон Рубин в беседе с «Засекиным» уточнил, что на самом деле в законе и сейчас именно так и обозначено.

— Проблема у нас не в законах, а в их исполнении. Проблема в том, что даже когда ребенка действительно нужно изымать, это делают непрофессионально, грубо, без учета его интересов. Буквально неделю назад появилось в интернете видео изъятия детей в Домбаровском районе Оренбургской области на основании того, что органы опеки посчитали дом непригодным для проживания. На видео с камеры наблюдения видно, что детей у родителей вырывают силой. Я не готов сейчас обсуждать, насколько детям действительно грозила опасность. Будем считать, что органы опеки были правы, и опасность действительно была. Но то, как они изымали детей — это нанесло им явно не меньшую травму, чем проживание в этой семье, какая бы она ни была плохая. Это в принципе недопустимо: органы опеки должны защищать детей, а не наносить им психологические травмы. И вот я бы лучше над этим поработал, над образованием и профессиональным совершенствованием сотрудников органов опеки, а не над очередным изменением бумажек, — выразил свое мнение собеседник «Засекина».

Можно предположить, что инициатива Анны Кузнецовой как раз и состоит в усилении работы на местах, в работе с «нижними чинами» системы опеки, но пока это больше похоже на очередное, как выразился г-н Рубин, «изменение бумажек».