Европейский суд по правам человека рассмотрит жалобы жителей Самары, чьи жилые помещения в общежитии по адресу Юных Пионеров, 61 признаны городскими властями «незаконно приватизированными». В интервью «Засекину» Ирина Скупова сообщила, что омбудсмен и городские власти наконец нашли компромисс, однако юридического выхода из ситуации пока не видят.

Ирина Скупова, Уполномоченный по правам человека в Самарской области:

- Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ достаточно длительный. По моим ощущениям, это может быть не раньше, чем через два-три месяца. Сначала информацию из Самары будет рассматривать Минюст. Затем он будет готовить уже свои данные в Европейский суд. Это займёт два-три месяца минимум, а то и полгода. Процедура принятия жалобы к рассмотрению включает в себя и возможность урегулирования, то есть, когда ЕСПЧ предлагает государству решить ситуацию в добровольном порядке, даёт ещё один шанс. Но сейчас правовая коллизия сложилась таким образом, что разрешить, разрубить её стало практически невозможно. Тем не менее, мы сейчас вернулись к этой работе с департаментом управления имуществом и ищем какие-то варианты решения проблемы.

- Вы писали, что в 2007 году, когда вы обращались с этой проблемой, администрация и департамент не реагировали. Сейчас они готовы помогать?

- Там, конечно, тоже была «затычка». Вспомните, как передавалось и приватизировалось имущество в девяностые годы. Тогда жилые помещения на бумаге вдруг превращались в складские, например. Запрещено было акционировать жильё и объекты соцкультбыта. При этом множество объектов переквалифицировали в нежилые, и под таким видом они были приватизированы. Примерно то же самое произошло и с общежитием на Юных Пионеров. Мы пытались отыграть эту ситуацию, потому что орган местного самоуправления на тот момент не должен был подписывать акт о передаче имущества. Мы пытались зацепиться за какие-то юридические вещи, и если бы тогда департамент имущественных отношений и администрация нас поддержали, то ситуацию можно было бы вернуть в правовое поле. Но они упёрлись, не захотели этого сделать, и создали коллапс. Сейчас они пока не видят юридического выхода, но тоже заинтересованы в разрешении этой ситуации, согласны взаимодействовать. Надеюсь, мы вместе найдём какой-то разумный вариант.

- То есть, пока ЕСПЧ будет рассматривать жалобы, этих людей никто не выселит?

- Их вообще не выселят. Правовая коллизия возникла как раз потому, что были нарушены процедуры передачи жилья.

Пока мы должны упереться и придумать что-то такое, чтобы в очередной раз не позориться, выселяя своих граждан. Прогнозы по суду я не даю, тем более по европейскому. Другое дело, что ЕСПЧ рассматривает дело с учётом действующего законодательства, но всё-таки не сугубо юридически. Европейский суд не отменяет решения судов государства, но назначает справедливую и разумную компенсацию. Это что называется «моральное удовлетворение». Но, как правило, эти компенсации всё-таки несопоставимы со стоимостью квартиры.  Сейчас важно не допустить выселения.