Самарский театр кукол выпустил уже второй спектакль в категории «16+». На этот раз – «Ночь перед Рождеством» по одному из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя.
Автором спектакля стала команда из Санкт-Петербурга: режиссер Яна Сарафанникова, художник Филипп Игнатьев, хореограф Юлия Потапова. Жанр ими определен как «мистическая фэнтези-комедия с элементами хоррора, песнями и танцами».
С обретением нового здания театр, кажется, выстроил новый курс развития. Труппа истосковалась по экспериментам, по смелым решениям, да и новые технологии (которых прежде театр был лишен абсолютно) сулят новые возможности.
И в «Ночи перед Рождеством» всё это есть: опускаются и поднимаются плунжеры; работает суперзанавес; мультимедиа – в избытке всяких, благодаря чему падает пушистый снег, светят звезды, дымят печные трубы, в хате горит и потрескивает лучина.
Дальше больше – рисованная Солоха (Ирина Пашкевич) летит на метле над заснеженной Диканькою, а Вакула верхом на черте – в Санкт-Петербург. В новом спектакле анимация занимает едва ли не самое важное место, ведь кукол на этот раз нет совсем. Боюсь ошибиться, но, кажется, впервые актеры Самарского театра кукол играют только в живом плане. Это огромное испытание для недраматических артистов, не имеющих подобного опыта. Два часа сорок минут – не прикрывшись куклами, предметами, ширмами, разве что масками, но об этом чуть позже.
Костюмы персонажей сложносочиненные с большой выдумкой, многоярусные и тоже немного анимационные. Роспись по ткани создает иллюзию складок, драпировок, завитков овчины. Это действительно красиво и немного мультяшно. У великой императрицы половину сценического пространства занимает юбка и где-то наверху только ее маленькое тельце и огромная прическа, увенчанная короной. Словом, чувствуется, что в постановку было вложено много труда, сил – творческих и физических.
В анонсе праздничную Диканьку сравнивали с бразильским карнавалом. Вполне возможно: разудалые колядки жителей села в какой-то момент превращаются в карнавал, но не в бразильский. Гигантские маски жаб, рыб, мышей и петухов по расцветке и звериным оскалам вызывают ассоциации с Востоком. Да и сам черт (Сергей Борзяков), благодаря которому случилось это превращение, не черный, а красный, с блестками, длинной гривой волос – весь такой красавец-мужчина, напоминающий китайского дракона. Появление его в спектакле феерично. На красном обитом бархатом диване, в клубах дыма, черт поднимается из недр сцены. Именно он сбивает потом из рогатки месяц и съедает его, как ломтик сыра, спаивает жителей Диканьки горилкой, превращая их в страшных образин. Он же пытается свататься к Оксане (Татьяна Ишмухаметова), суля ей богатства и власть.
Чувствую, все судорожно кинулись листать томики Гоголя. Не трудитесь, к Николаю Васильевичу спектакль имеет опосредованное отношение. Не услышите вы здесь певучесть гоголевской прозы, никаких галушек с варениками, никаких парубков с дивчинами.
«Девка! – говорит в сердцах про Оксану кузнец Вакула (Иван Мокроусов), через паузу добавляя: – Красная».
«Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живет в нем, всё силится перенимать и передразнивать один другого», – вспомнилась фраза из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Следует всё же рассказать сюжет мистической фэнтези-комедии. В Диканьке накануне Рождества активизируются три потусторонние силы. Первая – это черт (мужчина – красавец, но с пятачком); вторая – колдун Пацюк (Анатолий Жерноклев) – нечто древнее, злобное, напоминающее северного шамана, он пытается забрать любовь из сердца Вакулы, но тот вовремя вспоминает, что ему надобно в Петербург за черевиками; и третья сила – Солоха. Самый загадочный персонаж. Именно Солоха исправляет зло – печет в печи новый месяц и возвращает его на небо, бегает постоянно за сыном Вакулой, оберегает от несчастий и в конце концов вступает в страшную схватку с колдуном Пацюком. Бой остается за кадром, но Солоха появляется в следующей сцене живой и здоровой, следовательно, победа за ней. Ближе к финалу она возвращает жителям Диканьки их человеческий облик. Такое вот гармонизирующее женское начало. Речная ведьма, стоящая на страже равновесия мира.
Финал, конечно, счастливый: Вакула не привозит черевик, но Оксана понимает, что любит его просто так, а черт, не стерпев такого хеппи-энда, повесив хвост, удаляется. Но… когда зрители уже решили, что это финал и пора аплодировать, действие продолжилось.
Ох, «если бы в это время проезжал сорочинский заседатель»…
Татьяна Грузинцева
Свежая газета Культура №24 (221), декабрь 2021
Комментарии (0)
Оставить комментарий