В начале 2000-х он был довольно известен в Самаре: участвовал в различных политических кампаниях, выборах, интригах. Но потом внезапно исчез из общественной жизни — уехал в Восточную Европу и жил там тихой жизнью. В поле зрение самарских СМИ Иван Сидоров вновь попал относительно недавно. После возвращения в Россию государство встретило его «как родного». Нелепая история началась с того, что органы опеки составили на Ивана протокол «за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей». Государство возмутило, что в доме, где есть дети, нет телевизора! А ещё они «воспитываются по нестандартной методике». На днях, наконец, была поставлена точка в этой истории — при поддержке прокуратуры протокол отменили, а от семьи, кажется, отстали. 

По просьбе «Засекина» Иван Сидоров написал авторскую колонку, изложив свои «нестандартные» принципы воспитания детей.

*** 

Мне чертовски приятно как отцу, когда хвалят моих детей. Но разумом понимаю, что мой вклад в их генетику – лишь несколько капель, а вклад в воспитание – лишь несколько правил.

И если генетикой мне трудно поделиться с читателями, то правила могу описать.

1. Отец пробует первым

Многие люди начинают умиляться, когда ещё совсем маленький ребёнок предлагает своему родителю ложечку с едой. «Ой, уже кормит нас», – заливаются слезами радости тёти и бабушки. Однако в биологической эволюции предложение еды старшим совсем не признак далеко идущих намерений двухгодовалого малыша. На самом деле ребёнок таким образом проверяет съедобность еды. Начиная с полутора лет он уже использует своих родителей для подтверждения собственной безопасности. И моя обязанность как отца – пробовать опасность первым.

Кстати, по такому же механизму крысы защищаются от ядов. Они подталкивают стариков пробовать новую еду и ждут реакции. Если старая крыса выжила — значит, можно есть.

В давней русской традиции отдавать первую ложку самому старому члену семьи за столом тот же смысл. Да и матери часто сами пробуют немножко еды, прежде чем засунуть её ребёнку в рот.

Чего я только не пробовал первым в окружении своих детей, когда они с любопытством наблюдали за моей реакцией! Это были и каналы на YouTube, и основы программирования, и прыжки с тарзанки, вязание крючком, поджигание порошков, катание с горки на мешках... Моей задачей было показать или безопасность явления, или наоборот.

Если родитель не будет пробовать первым, он станет ненужным ребёнку. Он потеряет родительский авторитет. Большинство под родительским авторитетом понимают всякую чушь, хотя в самом звучании ясно, что родитель – творит как автор.

2. По времени, а не по делам

Абсолютное большинство людей живут в обществе, повязанном на идее времени. Несколько тысяч лет тому назад, в примитивной агрокультуре точно времени не было. Как нет его у животных. Но были дела: вспахать поле, собрать урожай, запасти хворост ... Дело продолжалось, пока не было бы завершено. Всякий с высказыванием о том, что в субботу и воскресенье коров не доим, потому что выходной, был бы, как минимум, побит.

В наше время на часы поставлена жизнь, расписанная под рабочий график и отпуска, просмотры программ и программы просмотров, под школы, каникулы, рейсы, доставки… Все эти таблицы «кто, когда и во сколько» идут не от природы. Но неразумно их игнорировать в присутствии других людей.

Я предполагаю, что мои дети не выберут путь отшельников, а поселятся в обществе. Поэтому учу их жить не по делам, а по времени. И это жестоко. Есть не когда проголодался, спать не когда устал, мыться не когда стал грязным, одеваться не когда холодно, учиться не когда любопытно – противно собственному организму. Но приветствуется организмами окружающих.

Учу детей считать от обратного. Если нужно вставать в семь утра, то, соответственно, нужно ложиться в половине одиннадцатого. Если в час дня у нас обед, то салат начинает кто-то резать в половине первого, а мясо в суп кладётся в десять часов.

Задачи реинжиниринга (построения обратного дерева процессов) крайне сложны для человеческой психики, поэтому не сразу, со временем, таймлайн удлиняется. Если в семь лет я с ребёнком играю в планы на пару часов, то уже годам к 16-ти ребёнок приобретает способность планировать на несколько дней вперёд. Как взрослый, я уже обязан планировать до полугода. Но у детей физически не развиты лобные доли головного мозга, и говорить с ними о планах больше, чем на две недели, бессмысленно. Родители, рассуждающие об образовании и работе, в глазах детей выглядят полными идиотами и мгновенно теряют в уважении.

Чтобы моих сыновей принимали более старшие в иерархии общества люди, я часто с ними разбираю «дедлайны», то есть сроки, после которых действия теряют смысл. Если подсчёты показывают, что уроки, например, не будут вовремя выучены, значит, они вообще не будут делаться.

В результате моим старшим сыновьям (16 и 14 лет) уже доверяют руководить другими людьми, чтобы сберечь нервы и деньги начальникам. Тем более на наших глазах разорялись те, кто не мог вовремя остановиться, продлевая свою агонию на «нужно попробовать ещё». «Смертельная линия» жестока только к тем, кто зашёл за неё.

3. Вода течёт вниз, а тепло идёт вверх

Человек – существо равнинное. У людей глаза расположены параллельно земле, и мозг приучен работать в плоскости, что на кухне, разделывая овощи на доске, что вырисовывая картины, что планируя путешествие по карте. Однако реальный физический мир трёхмерен, и в социуме лидерами становятся те, кто может освоить пространство сверху и снизу. Лидерство даже демонстрируется тронами для королей и возвышениями для судей, а отщепенцев опускают в подвалы, бросают в ямы и унижают, чем кто может.

Освоение физического мира я начинаю с воды. С того простого факта, что она льётся вниз, постепенно расширяя и усложняя модели текучести.

И со спичек со свечками, демонстрируя форму пламени и расстояние ожога.

Совсем маленькие дети начинают у меня с ванной и горящих бумажек, затем мы экспериментируем на улицах и речках, строя запруды и меняя материал для поджигания от дерева до бензина. К десяти годам переходим на кухню, где они уже могут осмысленно готовить суп или запекать в духовке без рецептов. А уже начиная с четырнадцати лет знакомимся с настоящей реальностью, осваивая строительство и механику. Я разбираю с ними повседневные задачи типа «как устроен унитаз и какой должен быть наклон трубы для полива огорода, сколько колен нужно для вытяжки» и постепенно продвигаюсь к конструкции крыш зданий и двигателям внутреннего сгорания, разбирая чем интересен мотор «Субару», например.

Полезно для занятия лидерских позиций в иерархии хорошо лазить по деревьям и нырять. Я учу детей подниматься вверх по деревьям и опускаться на тёмное дно, чтобы они могли освоить третье измерение нашего мира. И мне приятно видеть, как мастера приглашают моих сыновей на работу, предлагая им ставки всё выше и выше.

Есть другие принципы и правила развития моих детей, но эти три считаю обязательными.

Иван Сидоров 
специально для Засекин.ру