Двум активистам «Гринпис», [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] задержанным на ледоколе Arctic Sunrise во время мирного протеста на платформе «Приразломной», предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 227 Уголовного кодекса РФ – пиратство, совершённое в составе организованной группы, которое грозит заключением на срок от 10 до 15 лет.

С момента своего возникновения «Гринпис» занимается привлечением внимания общества к наиболее острым экологическим проблемам и угрозам. Во многих случаях гринписовцы идут на сознательные провокации, цель которых - вызвать бурную ответную реакцию и привлечь широкое общественное внимание к проблеме. Проблема, как минимум, становится резонансной, и тем самым увеличиваются шансы её решения. Можно спорить, насколько это оправданно и корректно, но это одна из наиболее эффективных технологий по защите окружающей среды и решению экологических проблем. «Гринпис», начиная с 1970-х годов прошлого века, стал достаточно эффективной и авторитетной международной организацией, благодаря чему ей время от времени удаётся способствовать решению реальных экологических проблем самого разного уровня - от локального до международного.

Сейчас «Гринпис» наряду практически со всеми серьезными независимыми общественными экологическими  организациями борется с экологической угрозой, которой чревата добыча нефти на арктическом шельфе. Проблема заключается в том, что из-за изменения климата уменьшается площадь плавучих льдов Северного Ледовитого океана. При этом гипотетически появляется техническая возможность разведки и добычи углеводородного сырья - нефти и газа – на шельфе северных морей. Но сегодня никто даже не знает точно, есть там нефть и газ или нет. Оценки залежей сырья, которые звучат сегодня, – это лишь предположения, гадание на кофейной гуще. На поверхности земли и на шельфах морей нефть и газ распространены достаточно широко, и, исходя из площади северных морей, предполагается, что и там эти запасы достаточно велики. Но здесь возникает множество важных нюансов.

Добыча нефтегазового сырья с плавучих платформ в таких условиях – экологически крайне рискованная затея. Все помнят аварию на  такой же плавучей платформе в Мексиканском заливе в 2010 году, которая нанесла колоссальный ущерб, который оценивается в сумму от 37 до 100 миллиардов долларов. Но это ущерб денежный. Какой ущерб был нанесён экосистемам  Мексиканского залива, флоре, фауне, в том числе и обитающим там редким видам, просчитать невозможно. Если подобная авария произойдёт на шельфе Северного Ледовитого океана, экологический вред будет гигантским, несопоставимым с ситуацией в Мексиканском заливе. В тёплых морях активно действуют микроорганизмы, бактерии, нефть относительно быстро разлагается  и экосистемы восстанавливаются. В северных морях, где держится температура воды плюс 2-3  градуса, подобная авария станет катастрофой, она необратимо уничтожит экосистемы морей Севера.

Вести добычу в таких условиях крайне рискованно. Во-первых, это плавучие льды, где вероятность аварии значительно выше. Во-вторых, российские нефтегазовые компании - это даже не British Petroleum, которая работала в Мексиканском заливе. Все знают, как работали российские нефтяники и газовики. Они до сих пор не умеют работать иначе, даже если иногда стараются. Есть огромное количество материалов о том, какие последствия оставляет за собой их деятельность, например, в Западной Сибири. Это сотни и сотни квадратных километров, залитых нефтью, мёртвый лес и убитые болота.

Кроме того, есть одна из аксиом философии техники: безаварийных технических систем в природе не существует. И как бы ни рассказывали нефтяники и политики, что у них всё продумано и совершенно безопасно, это неправда, абсолютной безопасности не бывает. Всё это в сумме гарантирует периодические аварии и экологические катастрофы в случае масштабных работ на шельфе.

Что произойдёт в случае такой аварии? Нефть, которая разольётся в северных морях, собрать будет невозможно. Пока не существует технологий по ликвидации подобных аварий в северных условиях. Поэтому экологические организации всего мира консолидировано выступают против начала таких работ. И это касается не только России, но и всех стран, которые имеют арктический шельф. Поэтому представление наших записных патриотов, будто это была спланированная антироссийская акция в интересах наших конкурентов, каких-нибудь норвежцев или канадцев, - откровенная ложь. И «Гринпис», и все другие общественные организации последовательно выступают за введение моратория на такие работы для всех стран, владеющих арктическими шельфами – для Норвегии, США, Канады и России в том числе.

Гринписовцы неоднократно проводили такие акции против норвежских, канадских и американских компаний. Но американцы, к счастью, пока на арктическом шельфе добывать нефть не собираются. К ним много вопросов по добыче нефти на Аляске, против чего давно и последовательно выступает тот же «Гринпис». Американские политики и «патриоты» могли бы обвинять «Гринпис» США в том, что они обслуживают интересы России и подрывают американскую экономику. К счастью, американские власти до такого маразма еще не дошли, в отличие от наших.

Что же произошло в этот раз? Российские следователи обвиняют экипаж Arctic Sunrise в пиратстве, но пиратство, согласно 227 статье Уголовного кодекса РФ, - это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

Очевидно, что экипаж и активисты «Гринпис» цели завладеть буровой платформой не ставили, насилия не применяли и никому насилием не угрожали, оружия у них с собой просто не было.  Это была акция по привлечению внимания к конкретной проблеме, аналогичная всем прочим акциям «Гринписа». Квалификация действий экологов как пиратство – это откровенная глупость, фальсификация и обман общественного мнения. В последние годы это стало регулярной практикой нашей судебной и следственной систем, которые действуют по политическим заказам. И в данном случае они или получили такую команду, или сами бегут впереди паровоза. Можно обсуждать, нарушили гринписовцы законодательство или нет, но вменять им пиратство – откровенный абсурд. «Гринписовцам» просто было необходимо привлечь внимание международной общественности, чего, кстати, они успешно добились, с активной помощью российских пограничников и Следственного комитета.

Российские следственные органы демонстрирует в этом деле злоупотребление правом, искажая реальную картину случившегося. Почему они это делают? На мой взгляд, это связано с тем, что добыча нефти и газа остаётся очень болезненной темой для нашего государства. Россия давно и прочно сидит на нефтяной и газовой игле, и все, кто покушаются на право нашего государства и дальше сидеть на этой игле, воспринимаются как враги, которых нужно «мочить в сортирах» и во всех прочих местах. А как же иначе может воспринять наркоман того, кто пытается забрать у него шприц?..

 

Сергей СИМАК, председатель Центрального Совета Российской Зеленой Лиги, член Общественной палаты РФ, специально для ИА «Засекин»