О чем сейчас не говорят, а надо бы...

Обсуждение «обнуления» президентских сроков Владимира Путина и пересказ друг другу сценариев «Путин-2036», «Путин в Госсовете» и «Путин и возвращение монархии» – излюбленное занятие российского сегмента Facebook.

[Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]

Последний сюжет – процесс принятия закона «О Государственном совете», который как бы прокомментировал председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. На самом деле, ничего содержательного и вразумительного про закон он так и не сказал. Если не считать содержательным лозунг: «Госсовет окажется во главе публичной власти в России». Это не более, чем заклинание из серии: «Путин – лидер нации», «Без Путина нет России» и прочих заявлений, требующих разве что внимания узких специалистов.

Всё самое интересное, что могло произойти с Госсоветом уже произошло – его один раз упомянули в новой редакции Конституции РФ. Всё. Последующее обсуждение – художественный свист.

Пункт 1 статьи 11 говорит однозначно: государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное Собрание, правительство и суды. Ни слова ни про какой госсовет. О нём только в пункте е.5 статьи 83: президент «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». То есть все те же цели и задачи, которые у Госсовета были с момента его воссоздания в июле 2000 года.

Госсовет не прописан в качестве органа власти, его цели не трансформировались, а функционал остался сугубо совещательный. А формирует его, как и прежде, президент – он же председатель Госсовета. «Надпрезидентских» функций у него быть не может.

Действительное обновление системы может случиться, когда будут приняты два других закона. Их принятия ждут много лет, но в обновленном основном законе страны появился намек на их принятие. Но его почему-то почти никто не заметил.

В России есть законы о Госдуме, Совете федерации, всех судах, правительстве и прочих органах власти, но нет закона «О президенте». В Беларуси, Казахстане и большинстве постсоветских республик такие законы есть. В нашей стране в начале 1990-х тоже планировалось его принятие, но от этой идеи отказались на неопределенный срок, так как четко определенные полномочия ограничивают почти безграничные возможности президента.

Незамеченной для общественности прошла крошечная поправка в 83 статью. К пункту «и»: президент «формирует Администрацию Президента Российской Федерации» добавили приписку: «в целях обеспечения реализации своих полномочий». А для определения «полномочий президента» необходим соответствующий закон.

А ещё в по большому счёту пустом интервью Павла Крашенинникова была оговорка о том, что в Госсовет могут войти представители администрации президента. За этой фразой могут быть самые интересные новеллы. Для включения в состав Госсовета «представителей администрации президента» (АП), о которых оговорился Крашенинников, так же желателен закон «Об администрации…».

Сейчас АП формируется и действует на основании Указа президента. То есть формально представители АП – клерки, хотя и очень влиятельные. А в Госсовете заседают сплошь «уважаемые люди», чей авторитет прямо или косвенно опирается на электоральную легитимность или её видимость.

Подготовкой ухода Владимира Путина «на пенсию» будет не закон «О Госсовете», а два других закона: «О президенте РФ» и «Об администрации президента».

Законы, которые опишут и таким образом ограничат полномочия, а вместе с ними и ограничения для главы государства и его администрации. Себя Владимир Владимирович ограничивать не будет, а вот преемника – вполне. Основа для этого уже заложена в новой редакции Конституции. Вот только для обсуждения гораздо понятнее Госсовет и «обнуление».

Дмитрий Лобойко