Разумеется, биология сильнее наших родительских чувств, но и об этом дети узнают, когда уже поздно.

Им, только что родившимся и беспомощным, уже поздно протестовать и возражать, спорить и возмущаться, кричать и бунтовать. Но они кричат и протестуют.

А что испытываем мы, родители?

Вот лишь один российский пример.

74% от числа опрашиваемых респондентов в России (данные Левада-Центра [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]) на вопрос, чего вы больше всего боитесь, включающий 15 пунктов, отвечают, что испытывают постоянный страх за детей.

Это самое высокое – намного выше, чем страх мировой войны (44%), – среднее значение за 20 лет, 1996 – 2017 годы.

Почему для нас как родителей так важен этот пример? Потому что страх за детей это наше естественное отношение к жизни как к абсолютной и непреходящей ценности. Именно отношение, поскольку определить жизнь иначе невозможно. Ведь если бессмысленна жизнь, то бессмысленна и смерть, писал Лев Толстой в своей повести «Смерть Ивана Ильича». Каким же образом тогда вернуть жизни и смерти осмысленность?

Формально логически просто: надо лишь заменить словосочетание «бессмысленная жизнь» на противоположное – «осмысленная». Но человек –   это всегда только попытка стать человеком. 

Толстой своей повестью отвечает: человеческая жизнь имеет смысл только тогда, когда она честно и достойно прожита.  

Но что означает честная и достойная жизнь, когда речь идет о человеке как о члене общества? Что такое общественное благо? На какой основе возможно соединение личных жизненных интересов и установок в общественную, а затем и политическую волю? Разумеется, на основе ответственности, то есть способности личности соотносить свою жизненную программу с жизненными программами других людей и искать союзников для реализации своих планов. А для этого нужен, прежде всего, сам план, видение перспективы. Ответственное мышление основано на желании и готовности планировать завтрашний день. И наоборот: чем больше союзников, тем легче дается эта работа — планирование будущего. Социальность и ответственность за свою судьбу — взаимодополняющие категории.

Вернемся к цифре — 74%.

Конечно, под «страхом за детей», по словам директора Левада-Центра, Льва Гудкова, люди имеют обычно в виду их здоровье (отсутствие болезней), безопасность, защиту от несправедливости и т.д. Это не какие-то конкретные причины для беспокойства, а некая общая, диффузная тревожность, не имеющая конкретных поводов и оснований для тревоги. А «дети», что не менее важно, это скорее родительская проекция собственного положения на будущее, перенос своей тревожности и неопределенности положения в модальное «будущее», которое мыслится иллюзорно, как свободное от проблем и желаемое состояние. Тревожные родительские реакции можно рассматривать, следовательно, как выражение ценностных установок о здоровье детей, общественной безопасности, справедливости и т.д.

Другой опрос «Левада-Центра» тоже показателен: только 15 % граждан готовы планировать свою жизнь на пять и более лет вперед. И почти половина — 46% — не могут представить себе, как их жизнь сложится даже в ближайшие месяцы. Отсутствие картины личного будущего отражается неустроенностью в дне сегодняшнем. Неизвестное, туманное будущее сковывает и пугает. Оно не дает платформы для соединения интересов.

Приведенные цифры – из российской действительности, но проблема универсальна, и, чтобы рассеять туман тревоги, мы, родители, должны вместе учиться ответственности, гражданственности, солидарности, развивать их. В этом заключается наша общая миссия — миссия родителей тех, кому предстоит жить в завтрашнем дне. Это мы – родители – должны уметь не подменять жизнь имитацией жизни, верховенство права диктатурой закона, отличать ложь от правды и справедливость от государственной опеки. Перестать бояться и вместе строить наше общее будущее. Тогда мы станем не компанией незнакомых людей, случайно оказавшихся в одном зале, в одном городе или в одной стране, а обществом современных граждан. 

Жизнь самоценна, а наши ценностные установки продиктованы, конечно же, естественным желанием эту самоценность сохранить, в том числе, и во имя детей. И самое главное – понимать, какую ответственность мы – родители и граждане не только по паспорту – действительно несем за наших детей.

Юрий Сенокосов, основатель Московской школы гражданского просвещения [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]