В Самаре прошло заседание «круглого стола», где обсудили результаты работы по обращению с ТКО в первом квартале 2019 года. Депутаты собралась под одной крышей на фактически открытые дебаты по теме «мы требуем изменить условия мусорной реформы», а регоператор и министр ЖКХ тем временем три часа отбивались как могли… 

Мусорная реформа не дает покоя не только жителям области, но и депутатам губернской думы. И если первые сетуют на цены и выходят на митинги, вторые видят несправедливое отношение к тарифам и даже некоторые нарушения закона. Сегодня в зале заседаний губдумы все и обсудили. 

Часовой на мусорных площадках

В первый час заседание проходило спокойно, регоператор озвучивал цифры. А министр ЖКХ Сергей Марков подтверждал какие-то пункты. Он же и отметил первую проблему, связанную с работой «ЭкоСтройРесурса». Речь идет о некорректно выставленных квитанциях. Такие за три месяца получили около 46% жителей региона, возможно, число и больше, ведь процент высчитывался только по количеству обратившихся. Ранее на заседании «Чистой страны» этот показатель тоже озвучивали, правда, он почему-то тогда был равен одному проценту. 

На обсуждении присутствовал и главный хозяйственник города Владимир Василенко, он в основном рассуждал в ироничной форме на тему того, что около каждой мусорной площадки нужно выставить часового. Когда речь зашла о плате за вывоз ТКО, он отметил, что реформу несомненно нужно менять, и хотел узнать, как придумали тариф: мол, «я что, мусор по метру квадратному размазываю?»

Однако г-ну Василенко нужно было куда-то срочно уйти, и следующим ярким выступлением за трибуной стала речь Екатерины Гудзимы из ОНФ. Она заявила, что у общественников есть некое видео, где видно, что регоператор нарушает закон и отвозит мусор на закрытый полигон. Однако почему видео не передали в компетентные органы — неясно.

Самара-импотент, хоть мэр и женщина…

Далее возник вопрос: где накапливаться мусору? Ведь во время своего выступления председатель комитета по культуре, спорту и молодежной политике Александр Милеев потребовал у представителей «ЭкоСтройРесурса», чтобы те при всех сообщили по ситуации с контейнерными площадками.

— У нас, выходит, две тысячи контейнерных площадок в реестр поданы, но официально зарегистрировали только 300 контейнерных площадок для сбора мусора. Мы говорим о том, что ни один муниципалитет не предоставил за два года документы о том, сколько нужно денег на установку новых контейнеров. Правительство Самарской области готово их строить, но ни один муниципалитет не подал заявки, даже Самара не подала, — возмутился депутат.  

Но на этом он не остановился и решил сделать замечание другим коллегам, которые, по его мнению, саботировали мероприятие и говорили о том, что тарифы для некоторых групп жителей слишком завышены:

— Закон нужно исполнять, а не саботировать, нужно принять все меры, чтобы помочь министерству ЖКХ. Нужно сделать единый региональный расчетный центр, а то у нас, прости за выражение, хоть и женщина — мэр города, но импотенция города. А что касается оплаты за мусор [граждан], проживающих в жилых домах на тех же просеках, им вообще коэффициент 10 нужно сделать. Потому что они не платили денег, пусть теперь за все время платят, — завершил свое выступление едиоросс. 

Два километра до бака

После его выступления слово взял депутат губдумы, который представляет Тольятти, Геннадий Говорков. Его волновала проблема того, что в городах слишком много незарегистрированных мусорных площадок. Ведь это нарушение закона, каким образом в таком случае сдавались все это время дома?

— У нас 20 лет органы внешнего управления работают, как мы с вами определяли контейнерные площадки, как дома сдавались? Где дворники, которые обслуживают дворы? У нас вообще отсутствуют площадки для ТБО, как оказалось. Регламент есть, площадки есть. Но, оказывается, Сергей Васильевич, у нас отсутствовала вся эта работа. «Эковоз» за 2 года должен был предоставить базу, чтобы не было такого хаоса. У нас нет никакой работы с органом МСУ, где домовые книги по селам? Контейнер должен в 100 метрах находиться от жилых домов. Но есть случаи, когда люди бегали за полтора-два километра и искали их, такая ситуация была в Красноярском районе. У нас что, до этого никто не вывозил мусор? — негодовал депутат. 

В вопросе с вывозом мусора в селах пришли к тому, что нужно понять, как организовать его транспортировку.

«Это не тариф, это оброк»

Поэтому Сергей Марков отметил, что теперь вывоз будет производиться по факту накопления.

— В связи с неадекватно принятыми нормативами накопления ТКО на ряде территорий будет организовываться сбор и вывоз ТКО по факту накопления, — пообещал министр ЖКХ.

Но всё это не усмирило некоторых депутатов, которые четко следовали своей позиции и пытались призвать изменить норматив. Одним из таких стал представитель условно-оппозиционной партии «Справедливая Россия» Михаил Маряхин.

— Какая разница жителям Самарской области до контейнеров? С дыркой или без дырки эти контейнеры. Важно ставить другие вопросы: почему правительство приняло тариф, и жителям приходится в два, а то и пять раз больше платить? Почему норматив стал 2,35, а был 1,6, у нас увеличилось потребление? У нас уровень жизни повысился? Министерство не дает расчет норматива! Мы должны публичности придать расчет норматива, где он был в 2016 году и как он будет проводиться. В Самаре где будут считать: в Ленинском или Красноглинском районе?

Он так же напомнил, что в послании презедента четко сказано, что если все сводится к платежам, и все, то это профанация. Люди должны понимать, какие реальные изменения происходят и что они платят. Власть должна сначала подготовить инфраструктуру, и потом взымать деньги. 

— Мы с коллегами из «Справедливой России» против. Сколько шкур еще можно содрать с людей? Мы против повышения тарифа, это не тариф, это оброк!, — заявил лидер эсеров.

Его пыл постарался остудить единоросс, который входит в комитет по ЖКХ при губдуме, Андрей Кислов. И заявил, что прежде чем быть против чего-то, нужно предложить что-то взамен.

Тот, кого нельзя называть

Не менее интересным стало и выступление заместителя председателя думы, представителя ЛДПР Александра Степанова. Он недолго говорил, но поднял два очень важных вопроса.

В частности, он спросил у регоператора, не должны ли они вернуть деньги физическим лицам, которые не заключали с ними договор? Ведь по закону квитанции жителям может присылать только та обслуживающая компания, которая заключила с ними договор. 

То есть жители должны были провести собрание и заключить прямые договоры. Но этого не произошло.

Второй вопрос касался того, почему же все таки было принято решение взымать плату за мусор с квадратного метра, а не с человека. Более всего представителя ЛДПР интересовало, кто именно принял это решение, конкретная фамилия конкретного человека. Поэтому состоялась «игра в глухой телефон» с министром ЖКХ.

— Те схемы разбора ТКО не привязывались к метрам или численности, они могут исчисляться и квадратными метрам, и численностью. Ведь сам подсчет происходит исходя из перевозки, выдачи работникам компании зарплат и других подобных факторов. Жители городов всегда платили за метры. Почему вас не беспокоили два года эти нормативы, что мешало за эти два года с нормативами разобраться? Решение принимается на уровне правительства Самарской области.

— Так кто принял решение окончательно? Подпись стоит Сергея Маркова? Вы решили, что нужно считать по метрам?

— Решение приняло правительство Самарской области.

— Кто именно? Пофамильно?

— Правительство Самарской области!

— То есть нет фамилий?

— Нет фамилий.

Список на стол комитету

Кем было принято окончательное решение, так и не ясно. Но кто-то из зала сообщил, что оно принималось коллегиально и даже в присутствии прокуратуры.

По окончании круглого стола министр ЖКХ лишь стремился объяснить, что регоператор не работает на прибыль, и не важно, как будут установлены тарифы — по метру или человеку. Ведь по новой схеме работы в конце года у регоператора проверят все его траты, и если они будут превышены, то на следующий год тариф будет меньше за счет переплат.

Ничего в итоге не решив, но выслушав все предложения, обсудить реформу сочли нужным на комитете по ЖКХ. Только с ремаркой, что при обсуждении должен присутствовать документ со всеми подписавшимися за реформу, которая рассчитывает вывоз ТБО по метражу.

Юлия Сацук