Буквально за день-два в самарском И-нете поднялась истерическая буря – количество новостей со словами «Тольятти», «консерватория» и «закрывается» росло, как снежный ком. В итоге даже могло показаться, будто культуре и классической (а с нею и народной) музыке в Самарской области на самом деле грозят какие-то серьезные неприятности.

 

Назло соседям

Давайте без ложной скромности и бережливости к чьим-то чувствам – население Тольятти всегда страдало сразу двумя недугами. Во-первых, уверенностью в том, что пуп земли находится где-то если не в подвалах «вазовской» высотки (в последнее время эта тема становится и непопулярной, и неактуальной), то прямо под памятником Татищеву. А во-вторых, обостренной ревностью к тому, что столица области – Самара. Дескать, чего у нас нет, что в Самаре есть? А чего нет – сразу же надо было завести, чтобы снова иметь право задавать этот вопрос.

Примерно так возникал Тольяттинский университет – много вы знаете российских городов, не являющихся областными центрами, в которых есть университеты? То же самое и с консерваторией – стоило музыкально-исполнительскому факультету СГАКИ «переобозваться» в Самарскую консерваторию (тоже, на самом деле, деяние, весьма близкое к самолюбованию) в 2006 году, как в 2008-м в Тольятти появляется Институт искусств. Но озабоченный дух людей, именующих себя тольяттинцами, не успокоился до тех пор, пока 18 октября 2011 года этот вуз не получил наименование Тольяттинской консерватории.

Помимо прочего, получилось, что далеко не самый населенный российский город «заимел» после создания такого уникального объекта (консерваторский статус «как бы подразумевал» обучение по схеме «школа-колледж-вуз») аж три музыкальных заведения – консерваторию и ранее существовавшие музучилище (также звучно поименованное колледжем) и хореографический техникум технического и художественного образования. И, думается мне, что с такими-то ресурсами аборигенам, если они честные люди, не оставалось ничего иного, как в кратчайшее время превратить свой город в музыкальную столицу как минимум Поволжья…

 

Спасите (4 раза) скорее её!

Однако на самом деле, как это часто бывает в жизни, события развивались куда прозаичнее, и в более приземленной плоскости. «Засекин» уже много писал о «великом и ужасном» рейтинге эффективности, с помощью которого Минобр РФ «зачищает» все «лишние» с его точки зрения вузы страны. И вот не прошло и трёх лет со дня появления в Тольятти «храма муз», как консерваторию лишили госаккредитации – из-за неэффективности. Причем не то чтобы совсем – оделять жаждущих средним музыкальным образованием позволено. «Зарубили» только высшее.

Можно понять преподавателей этого «уникального» заведения – только устроились «рангом выше», как снова надо уходить на «средний уровень» (и это в лучшем случае – если найдётся работа по профилю). Можно понять студентов, перспектива получения диплома для которых превратилась во что-то зыбкое и туманное. Можно понять их родителей, сочинивших петицию на имя Путина.

Но лично я уже отказываюсь понимать мотивы таких известных «ценителей искусств», как депутат Госдумы Михаил Дегтярев, вместе с соратниками по фракции ЛПДР «возбудивший» вопрос аж в стенах Госдумы РФ. «В Год культуры это учреждение решили ликвидировать из-за якобы неэффективности, преподаватели и студенты в шоке. Чиновники своими руками создают проблемы, которые страна потом расхлёбывает», - заявил парламентарий, так и не раскрыв тайну, какие проблемы страна будет расхлёбывать из-за лишения аккредитации консерватории в Тольятти.

Кульминацией же накручивания эмоций, ИМХО, стало заявление в Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]бывшего главы департамента культуры мэрии Тольятти Владимира Колосова, обвинившего во всём… музучилище и техникум. Вот оно (стилистика и употребление слов «экс-главой культуры» – авторские): «Я подписался в поддержку консерватории, хотя точно и определенно знаю, что вопросы открытия и закрытия муниципальных учреждений лежат на мэрии. Это вопрос мэра Тольятти. Больше здесь мог помочь Губернатор Самарской области Меркушкин Н.И., но думаю, что с ним уже согласовали. Думаю, здесь играет свою роль Министерство образования Самарской области. В городе два государственных, средне-специальных учебных заведения: музыкальное училище и техникум технического и художественного образования, у которых есть проблемы по набору, а тут еще среднее звено в Консерватории. После открытия Колледжа искусств, а потом Консерватории, началась борьба за выживание между музыкальным училищем и Консерваторией».

В итоге «заднее слово» сказал пока (вчера) мэр Сергей Андреев: «Консерватория не будет закрыта сейчас, как и колледж, потому что даётся возможность консерватории всё-таки сделать аккредитацию.  В противном случае, если консерватория не пройдёт аккредитацию, то город не сможет иметь консерваторию и колледж, так как это уже будут нецелевые расходы».

Тольятти замер в ожидании…

 

Тольятти, Парнас и Афины

Ну и напоследок позвольте сказать еще несколько собственных слов по поводу сей «музыкальной истории». На мой скромный взгляд, культура не развивается присвоением музыкальным или художественным школам наименований консерваторий или академий художеств. Так же как бесполезно переименовывать Тольятти, или Сызрань, в Парнас, или Афины, и ждать моментального появления там «Платонов и быстрых разумом Невтонов».

На мой скромный взгляд, существование в «городе Т.» такого заведения, как консерватория, не будет вызывать насмешек только в двух случаях. Либо в стране действует жёсткая образовательная система, которая подразумевает наличие в областных центрах университетов, консерваторий, академий художеств и институтов кинематографии, а «город Т.» срочно превращается в областной центр. Либо в «городе Т.» появляется плеяда ярчайших музыкальных педагогов, растящих в неимоверных количествах: 1) таланты, получающие всероссийское и мировое признание; 2) новых талантливых педагогов – и тогда ни у кого не возникнет ни капли сомнения в том, что такое место (будь оно даже поселком городского типа) достойно создания там консерватории…

А все остальное, ПМСМ, есть суета сует – и всяческая суета.

 

Михаил Барклай