В марте в Самаре должен появиться памятник выдающемуся исследователю, великому гуманисту, лауреату Нобелевской премии мира Фритьофу Нансену, спасшему более миллиона жителей Поволжья во время массового голода в 1920-х гг. Спустя почти сто лет жители Самары решили отдать долг филантропу и собрать деньги на установку памятной скульптуры. Инициаторы акции специально не стали привлекать к этому проекту городские или областные власти. Впрочем, те и сами не проявили к нему какого-либо интереса. Зато установкой скульптуры заинтересовался посол Королевства Норвегии в России, обещавший лично присутствовать на её открытии.

Самарский памятник Нансену будет представлять собой стеклянный куб с портретом замечательного исследователя и гуманиста в сопровождении исторического текста. Высота скульптуры – примерно 2 метра, с учётом метрового куба и постамента. Лаконичность дизайна и материал изготовления объясняются очень просто – его предельной экономичностью. Так как памятник будет установлен на добровольные пожертвования, без привлечения бюджетных денег или средств от крупных «меценатов», было решено сделать его максимально бюджетным. Установка задуманной скульптуры обойдётся в 87 686 рублей – именно такую сумму организаторы планируют собрать при помощи электронных счетов и пожертвований на «офлайновых» мероприятиях. На сегодняшний день они собрали уже более половины суммы, а значит, задумка, несомненно, удастся и уже через несколько месяцев - в третьей декаде марта – в Самаре, наконец-то, появится памятник реальному историческому человеку, когда-то спасшему каждого пятого жителя Поволжья.

Стеклянный куб, символизирующий глыбу льда, должен отсылать к деятельности Фритьофа Нансена. Это и его полярные исследования, и холодные зимы, когда Нансен отправлял в Поволжье вагоны с продовольственной помощью, и лёд официальных организаций, которые препятствовали его благотворительной деятельности, и недолговечность человеческой памяти, утрачивающей воспоминания об этом человеке. Кроме того, как считают инициаторы, стеклянный куб удачно впишется в дизайн Самарского железнодорожного вокзала, у фасада которого и будет размещён памятник. Дело в том, что в «голодные» двадцатые годы поезда с продовольственной помощью для всего Поволжья приходили на железнодорожную станцию «Самара». И хотя здание старого вокзала не сохранилось, инициаторы решили, что это будет символично – поставить скульптуру на этом месте, у приемника старой станции.

Как рассказали организаторы встречи в редакции журнала «Другой город», посвященной увековечению в Самаре памяти Нансена, они уже получили всю документацию, необходимую для установки памятника. Проще всего оказалось получить разрешение от ОАО РЖД, которое также согласилось взять памятник на баланс и следить за его содержанием. А вот согласование проекта в администрации Самары оказалось достаточно сложным и затянутым – подписание документов заняло у заявителей два с половиной месяца. При этом в департаментах мэрии им пришлось объяснять, например, какая связь между исторической железнодорожной станцией «Самара» и современным зданием вокзала.

«После того, как мы переговорили с РЖД, с железнодорожным вокзалом и получили одобрение, мы пошли по пути, схожему с путём самого Нансена, которому отказала Лига Наций, которого не принимали зарубежные капиталисты, не готовые давать деньги коммунистам, - рассказал один из инициаторов проекта. - Оказывается, сделать какое-то доброе, нужное дело в нашем городе – это не так легко, для этого нужно собрать большое количество согласований, пройти множество департаментов. В итоге мы собрали огромную папку с необходимой документацией. У нас есть разрешение департамента строительства и архитектуры города Самары, я не буду лукавить, если скажу, что оно наконец-то у нас есть. Есть техническое задание на установку памятника, согласование с РЖД, подрядчик, который будет изготавливать и устанавливать памятник, и есть понимание, какая сумма на это нужна. Сумма невелика – около 100 тысяч рублей, я уверен, что мы соберём её чуть более чем за месяц».

Организаторы подчёркивают, что сбор денег, установка памятника на «народные» средства также имеют символический характер: «Нансен привёз нам деньги, дал деньги людям, а теперь люди деньги отдают ему. Поэтому мы не искали какого-то одного спонсора или поддержки со стороны властей».

Организаторы рассказали, что также посетили Посольство Королевства Норвегии в Москве, где встретились с Чрезвычайным и полномочным послом Лейдульвом Намтведтом, который восторженно отнёсся к самарской инициативе и обещал присутствовать на открытии памятной скульптуры.

Также установкой памятника заинтересовалось Общество друзей Норвегии в Москве, которое предложило инициаторам провести в Самаре фестиваль норвежского кино, в организации которого обещали свою поддержку и помощь. Фестиваль ориентировочно запланирован на начало марта и станет одним из мероприятий, где также будут собираться деньги на установку памятника. Электронные счета, на которых будет вестись сбор, должны открыться в ближайшие дни.

Примечательно, что на презентации проекта, где присутствовали самарские блогеры и журналисты, не обсуждалась эстетическая сторона памятника. Все сошлись на мнении, что здесь важнее дешевизна проекта, которая позволит реализовать его без участия властей, а лаконичный, символичный памятник выглядит куда более выигрышно, чем скульптурные фигуры Деточкина, Швейка, Буратино, Дамы с ракеткой и  прочих, с помпой установленные на самарских улицах за последние годы. Наконец-то в Самаре появится памятник реальному человеку, который однозначно сыграл важную роль в истории города, региона, России и мира в целом.

Напомним, Фритьоф Нансен известен во всем мире как путешественник, исследователь Северного полюса, дипломант и великий гуманист, организовавший по всему миру сбор средств помощи голодающим в России в период Гражданской войны. Он, в частности, лично приезжал в Самару, чтобы убедиться, что хлеб доходит до голодающих. Важнейшей его инициативой было создание нансеновского паспорта – документа для беженцев, лишённых гражданства, позволявшего им найти приют в других странах.  В 1922 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за работу по репатриации и натурализации лиц, перемещённых в результате Первой мировой войны. После кончины Нансена его дело было продолжено Нансеновской организацией по вопросам беженцев, которая в 1938 году также получила Нобелевскую премию мира за распространение паспорта Нансена.

 

Елена Вавина