Министерство имущественных отношений Самарской области выясняет отношения с жителями коттеджей на Девятой просеке Самары, оспаривая в судах сделки по приобретению земли в «зелёных лёгких города». В ведомстве уверены, что частники незаконно захватили государственную землю. Собственники домов, в свою очередь, заявляют, что приобретали участки на абсолютно законных основаниях,  а происходящее называют «террором, развязанным против них министерством». Эксперты Засекин.Ру уверены, что новая «земельная война» коснётся не только жителей городских просек. Она является «пробным шаром» перед расчисткой участков для проведения грядущего чемпионата мира по футболу.

На сегодняшний день Промышленный районный суд города Самары поддержал требования минимущества об освобождении семи спорных участков. Они должны вернуться к ЕКУ СО «Областной центр усыновления, опеки и попечительства» и к ГБООУ «Санаторная школа-интернат №9».  Напомним, спор за земли на первой линии Девятой просеки начался весной этого года. Тогда минимущества инициировало 20 судебных исков к физическим лицам с требованием освободить занимаемые ими участки. Ответчики заявляют, что покупали участки, уже поставленные на кадастровый учёт со свидетельствами о зарегистрированном праве собственности. Ограничений по продаже у предыдущих собственников не было.

Подсудное право собственности

Суд удовлетворил четыре иска минимущества к ряду физлиц и ООО «Константа Капитал», и теперь эти участки должны вернуться к ЕКУ СО «Областной центр усыновления, опеки и попечительства». По данным «Самарского обозрения», ответчики по одному из удовлетворённых исков приобрели участок площадью 1577,4 кв. м в долевую собственность за 100 тыс. рублей. Прежний собственник узаконил право собственности на эти земли решением районного суда, позднее отмененным в областном суде. Границы участка накладывались на границы земли, выделенной для центра усыновления. Суд решил истребовать земельный участок из владения ответчиков и прекратить запись об их совместной долевой собственности. Аналогичные решения вынесены ещё по четырём делам. Во всех этих случаях первичное право собственности было узаконено судебным решением, которое впоследствии было отменено постановлениями президиума Самарского областного суда.

По аналогичной схеме получили право собственности владельцы участков, которые теперь вновь перешли к школе-интернату №9. Всего же ведомство Юлии Степновой подало восемь исков в интересах этого учреждения, оспаривая земельные участки общей площадью 5,12 га.  Здесь трое владельцев получили право собственности благодаря приказу самого минимущества, правда, позднее отменённому. Трое получили свидетельства о праве собственности на землю ещё в 1992 году, до того как земли были переданы интернату.

Специалист рынка недвижимости Вячеслав Рандаев не берётся решить, чем в этом случае завершится конфликт. Если обе стороны имеют документы на правообладание, суд будет принимать решение в зависимости от того, «у кого документы более верные».

«Если были нарушены права школы-интерната, то суд встанет на сторону министерства. Если же владельцы домов являются добросовестными приобретателями земельных участков и имеют на них всю разрешительную документацию, то на сторону собственников», - рассказал г-н Рандаев в интервью Засекин.Ру.

История земли самарской

Застройка волжских берегов элитными коттеджами началась в середине 90-х годов прошлого века, когда на волне приватизации приближённые к местной номенклатуре раскупили зелёную зону у воды, причём зачастую за символическую плату. Тогда же участок площадью около 7 га на 1-й линии Девятой просеки был передан двум социальным учреждениям. Землю не оформили должным образом, не поставили на кадастровый учёт и даже не оградили.

 В результате земли стали «захватывать» частные лица, как правило, на основании соответствующих решений городского департамента управления имуществом, формировавшего границы новых участков, и минимущества предыдущего состава правительства.  Законность этих сделок подтверждалась в суде, участки неоднократно меняли собственников и уже конечные приобретатели строили на этих землях коттеджи.

Министр Степнова не ищет виновных

Когда информация о судебных решениях вылилась в СМИ и вызвала волну недовольства со стороны собственников и общественности, глава министерства имущественных отношений Юлия Степнова попыталась сгладить ситуацию, заявив, что никто не намерен сносить коттеджи со спорных участков и отнимать у людей обжитую землю. Хотя она убеждена, что участки были отчуждены незаконно. Информацию о возможном сносе коттеджей г-жа Степнова называет провокацией в адрес министерства. По её мнению, земли учреждений раздавались по «поддельным документам», однако министр признаёт, что нынешние собственники являются добросовестными приобретателями.

«Мы защищаем интересы области, но понимаем, что отвечать за это должны виновные. По ряду эпизодов оформления земельных участков по поддельным нормативным актам проводится работа в рамках уголовного преследования, - рассказывает г-жа Степнова. - Нынешние владельцы имеют право взыскать свой ущерб с виновного лица. Но почему за чей-то сговор отвечать должно государство? Это неправильно, отвечать должны виновные. Сейчас мы требуем возмещения денег. Если люди выкупят этот участок по его кадастровой стоимости, никаких претензий к ним не будет. Мы не собираемся выселять людей и сносить дома. Мы лишь защищаем нарушенные права области».

Примечательно, что говоря о том, что «отвечать должны виновные», г-жа Степнова не упоминает, кто стоял в начале цепочки и продавал землю по «поддельным документам», не идёт речи и об областных и городских чиновниках, ставивших свои подписи под этими документами. Получается, что кто бы ни был виноват, отвечать придётся тем, кто попался – «добросовестным приобретателям».

Старший юрист ГК «Бизнес-Гарант» Виль Галимов, кстати, отмечает, что, если земельные участки предоставлялись в собственность с 1992 года, минимущества пропустило сроки исковой давности.

«Если министерство считает, что является собственником земельного участка, то о нарушениях оно должно было заявить в 2006 году, когда к нему перешло право распоряжения земельными участками в Самарской области», - полагает юрист.

Челобитная Николаю  Меркушкину

Владельцы участков отмечают, что в распоряжении минимущества находятся три свидетельства на землю, датированные 1992-1994 годами на участки общей площадью порядка 12 га. Однако в судах возникают сложности с идентификацией этих участков на местности и карте, так как они не поставлены на кадастровый учёт.

Частные собственники приобретали земли на Девятой просеке в период с 1992 по 2009 годы. При этом участки были поставлены на кадастровый учёт со свидетельствами о зарегистрированном праве собственности, ограничений по продаже у предыдущих собственников не было.

«Все сделки совершались через уполномоченные государственные регистрирующие органы. Кроме того, все мы сразу были включены в базу налогоплательщиков по земельному налогу, каждый год получали квитанции об его уплате, и никаких просрочек с нашей стороны не было», — замечает один из ответчиков.

Эксперты и наблюдатели недоумевают, почему в итоге должны страдать конечные собственники этих участков, если землю отчуждали чиновники, а когда сделки проходили регистрационные процедуры, никто не говорил о незаконности документов. Владельцы коттеджей намерены защищаться. Они подготовили открытое письмо губернатору Николаю Меркушкину, в котором действия министерства «расценивают как террор». «Представитель минимущества в судебных заседаниях постоянно игнорирует наше требование о предоставлении свидетельства о праве собственности на «спорную» землю, а также регулярно заявляет о готовящихся исках о сносе наших домов», — говорится в письме.

Девятая просека в преддверии Мундиаля

Все опрошенные эксперты Засекин.Ру сходятся во мнении, что земли городских просек в идеале должны быть государственными, зелёные зоны должны охраняться и благоустраиваться. «Продажа земли на волжском склоне в частную собственность противоречит интересам жителей города. Конечно, правильнее было бы их сохранить как зеленую зону для всех самарцев», - считает сопредседатель совета Международного Социально-экологического Союза Сергей Симак.

Однако свершившийся факт – передача земель в частную собственность не должна иметь обратной силы, и «виновными» в данной ситуации являются чиновники-подписанты прав на собственность. Но в России, где приватизация государственного имущества проходила по откровенно мошенническим схемам, так и не установилась неприкосновенность частной собственности. Как показывает практика, государство в любой момент может дать провёрнутой схеме обратный ход, придавив своих партнёров-граждан буквой закона.

Для Самарской области возвращение земель в государственную собственность является фактом беспрецедентным. Однако эксперты уверены, что по аналогии с этими землями могут запустить процессы возвращения других участков.  В частности, эта схема может быть приложена к территории Сорокиных хуторов, которая попала в планы областного правительства как земли «под Мундиаль». В этом случае споры с жителями Девятой просеки эксперты называют «разминкой» перед новым большим расселением.

Иван Лисовицкий