Валерий Лебедев больше не руководит правительственным медиахолдингом и, соответственно, газетой «Волжская коммуна». Новость пока, по большому счёту, взбудоражила только лишь коллег-журналистов. И то верно: не губернатор, не министр, не депутат, в конце концов. Да и непонятно пока, чем в итоге обернется эта отставка и для Лебедева, и для «ВК».
Строение структуры
Как только после успешных выборов президента РФ в 2008 году Валерий Лебедев оказался в кресле руководителя «самой главной» областной газеты, он принялся строить империю.
Что делает любой обычный руководитель СМИ, придя на новое место? Правильно – он меняет дизайн. Смена картинки у большинства традиционно ассоциируется со сменой содержания (о степени достоверности этой ассоциации позвольте не распространяться – всё, ИМХО, лежит на поверхности). Набрав «команду профессионалов», Лебедев посадил ее в отдельном помещении (работа над «текущими» номерами продолжалась в старой редакции, в Доме печати) и заставлял «творить концепт» до тех пор, пока ему самому не понравится.
А с этим всегда были сложности, ибо ВЮЛ (Валерий Юрьевич Лебедев) отличается, увы, странной для менеджера особенностью – он трудно формулирует. Грубо говоря, понять из предварительных вводных, каким должен быть текст и иллюстрации к нему, невозможно – его «осеняет» лишь тогда, когда свёрстанный материал отослан ему на е-мейл (до ходьбы на верстку и личного наблюдения за ней он никогда не опускается – это не уровень профи его класса). Причем осеняет обычно в плане того, как не надо было это делать. И «стопицот» перевёрсток готовых материалов до состояния «Лебедеву нравится» – это будни «ВК» последних пяти лет.
Но это лирическое отступление. Когда «ВК» дебютировала в новом макете (и одновременно «в цвете»; в итоге «ребрендинг» обошелся областной казне в 8,5 млн руб.), всё не закончилось, как некоторые могли бы подумать, а только началось. Империя пошла в рост – организованный Лебедевым холдинг в 2009-м «дружественно поглотил» дышавшие на ладан газеты «Время» и «Репортер» (справедливости ради отметим, что это был курс тогдашнего руководства области – «ох, слишком много у вас газет…»).
Причем снова ВЮЛ доказал, что легких путей не ищет – вполне работоспособную и сработавшуюся редакцию «Репортера» разбили и рассовали по отделам «ВК» (например, экс-главред, Сергей Татаренков, стал редактором субботнего номера «ВК» – мода, огород, дети, туризм и пр.), а сам бренд был использован для создания «таблоида» (конечно же, с нуля). А «деловой и аналитической» было решено делать «Время», со сверхздачей – «победить» «Самарское обозрение».
Всё, что его касается
Ещё раньше была совершена супервыгодная, как казалось Лебедеву, сделка – приобретен журнал «Босс», переименованный в «Первый». А «в нагрузку» взят «на казенный кошт» штат рекламщиков «Босса», который «чудесным образом» превратился в отдел рекламы холдинга.
Увы, но тут «император-строитель» сделал ошибку – оказалось, что эффективно собирать рекламу эти люди могут лишь в журнал «Первый» (который до сих пор себя окупает, потому является «непотопляемым»). А вот то же «Время» очень быстро прекратило свое существование – и рекламу в него не смогли собирать, и кадровая политика подкачала. Короче, с января 2011 года «Время» приказало долго жить.
Но ВЮЛ был уже увлечен новым проектом – прорывом в Интернет. Идея была проста и, как казалось (не всем, но холдинг всегда был «жестко вертикально структурирован»), гениальна. Её ещё Маршак изложил в стихотворении о том, сколько шапок можно скроить из одной овчины. Журналисты «ВК», вернувшись с задания, должны были сперва отписаться на сайт, а уже потом делать материал в газету. Мнение журналистов по этому поводу, естественно, никто не спрашивал. Именно их «подневольный» труд вывел новый сайт в лидеры новостного Интернета области.
Ну и, как у любых уважающих себя пирамид, имелись и разветвленные подземные ходы. Помимо созданных при холдинге «ООО-шек», большинство которых осваивало бюджетные деньги, выделяемые ежегодно областным руководством (а суммы были немалые, на много миллионов рублей), ВЮЛ провернул «централизацию областной государственной прессы». Все официальные районные газеты губернии были поставлены в прямое подчинение холдингу, как в сфере редакционной политики, так и (естественно) в финансовой. В итоге суммы, выделяемые некоторым «районкам», похудели почти вдвое, «подрастеряв жир» в недрах холдинга.
Две стороны айсберга
Так что даже после безвременной кончины «Времени» империя выглядела внушительно: «ВК», «Репортер», журнал «Первый», портал «Волга-Ньюс» плюс губернское телевидение (которое есть отдельная песня, и разрешите его тут не касаться).
Но с течением времени обострялись две проблемы, превратившиеся в хронические. Первая – «особенности стиля управления» самого Валерия Лебедева. Например, жаркий спор с одним из подчиненных о том, что следует писать «101 гектарОВ» вместо «101 гектар», стал редакционным мемом (хотя строптивый подчиненный, державший сторону Розенталя, в итоге был-таки оштрафован). О трудностях формулирования заданий и «звездности» управления коллективом в основном с помощью «аськи» и электронки выше уже было сказано. И, конечно же, идея-фикс – «система автовёрстки», которая в представлении ВЮЛ «легко и просто» заменяет верстальщиков, перекладывая их работу на… правильно, журналистов и редакторов «ВК», которые, конечно же, были недогружены. Над созданием сего «ноу-хау» трудилась фирма «Квантум инжиниринг» во главе с Александром Лебедевым (и это, как вы догадываетесь, не однофамилец) целых два года, но в итоге со скрипом, постоянными недоделками и под сдавленные проклятия редакции «автовёрстка» была запущена лишь по прямому приказу уставшего ждать «Биг-Босса» (никнейм Лебедева в корпоративной сети).
Всё это, кстати, привело и к оттоку из газеты «команды профессионалов»: не в массовом порядке, но довольно регулярно редакцию покидали люди, на смену которым не всегда приходили равные по способностям «заместители».
Вторая проблема стара как мир. Ни одно из вышеперечисленных изданий (плюс совсем недавно основанные «ВК-Тольятти» и «ВК-губерния»), кроме «Первого», себя не окупало и не окупает. Именно из-за этого с января 2013 года прекратил свое существование «обновленный» «Репортер». А по поводу «Волга-Ньюс» еще при его рождении одним из руководителей холдинга в ответ на вопрос «а для чего это затевается, если не для денег?» была произнесена крылатая фраза: «Для престижа!».
В итоге ситуация, когда деньги, выделяемые из бюджета на «ВК», «размазывались» с помощью контрактов на холдинг, существовала до тех пор, пока её одобряли губернатор Владимир Артяков и его «пресс-босс» Иван Скрыльник. Но с приходом Николая Меркушкина и его команды правила игры, похоже, поменялись – с формулировкой «нам резко сократили бюджет» зимой этого года в холдинге состоялось массовое сокращение сотрудников тех самых «аффилированных ООО-шек».
Итого?
И вот, вроде бы, закономерный финал – Лебедев освободил пост руководителя «ВК» и «сосредоточился на Интернете», то есть остался во главе им же основанной фирмы, контролирующей «Волга-Ньюс». Хотя пока это скупое известие порождает больше вопросов, чем ответов. Как будет работать портал без «добровольно-принудительного» труда журналистов «ВК»? Что, кстати, будет с зарплатой этих самых журналистов, половину которой они до сих пор получают в «частной структуре»? И откуда теперь будет брать деньги на портал ВЮЛ, если не из областного бюджета? В конце концов, до сих пор даже непонятно, на самом ли деле ему в областном правительстве дали «полную отставку», или это «рокировка людей», а не смена «контролера финансовых потоков».
Как обычно – ответы на все вопросы даст только время.
Дмитрий Копалиани
Комментарии (3)
Мне кажется, что Лебедев просто утомился и ушел. ВК на дно скоро пойдет, ибо бабла давать не будут в таком кол-ве, и работать привыкшие к деньгам журналисты перестанут, а рекламный отдел там вообще ахтунг.
Пять хороших рекламных менеджеров по направлениям при едином управлении. Пять хорошо оплачиваемых руководителей отделов(пишущих!!!), со штатом по два -три корреспондента. Плюс гонорарный фонд для внештатников в районах. Плюс эффективное промо И областную газету можно вывестим примерно на 150% рентабельности. Легко.
Тoлькo Ваши пoтeнциальные kлиeнты тут ===> http://prodawez.blogspot.ru/