Отсутствие внятного, адекватного, я бы даже сказал, вменяемого восприятия истории вообще и региональной истории в частности – отчетливая, практически родовая черта новой российской «бизнесовой» политноменклатуры, любящей называть себя «элитой».

Впрочем, героический винегрет из патриотизма, пафоса, лубка и гламура, который будущие культурологи, возможно, будут именовать «синдромом Суркова-Мединского», - не столько вина и даже не беда правящего провинциального сословия, сколько объективная идеологическая болезнь и ментальная травма. Региональная «самость» неизбежно сталкивается с единороссийской столичной вертикалью, ментальная гордость - с памятью о туземском и ссыльном прошлом вместе с реальностью назначения «варягов» на правление губернской территорией.

Как говаривал Александр Сергеевич (тоже, между прочим, потенциальный кандидат в почетные граждане Самары), смеяться право не грешно над тем, что кажется смешно. Ничего смешного, ну почти ничего, в процессе «обрастания» собственной «позитивной» историей и её символами нет. Конечно, нет. Более того, Самаре (то бишь горожанам, ощущающим себя самарцами) остро необходимо обретение гражданского самосознания, достоинства и культурно-исторической инициации. Самара нуждается в деконструкции официозных советских и досоветских мифологем, в органичном современном и европейском облике, в котором ясно, точно и сочно проступают черты исторического, геополитического и культурного своеобразия.

Однако так называемая имиджевая политика администрации Дмитрия Азарова, при всём его личном стремлении к цивилизации и прогрессу, продолжает развивать лубочно-предвыборную и инерционно патриотическую стилистику, окрашенную повальным для большинства провинциальных мегаполисов и просто полисов историческо-туристическим-инвестиционным патриотизмом.

Впрочем, обратимся к конкретному «информационному» поводу. Комиссия под председательством Дмитрия Азарова и Александра Фетисова представила городской думе кандидатуру Эльдара Рязанова для утверждения в качестве «Почетного гражданина города Самары». Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди… По логике, читающейся в этой акции, самарским руководителям хочется всероссийского резонанса, туристической привлекательности, повышения престижа и массовой узнаваемости своих «героев». И поэтому замечательный и очень известный своими массовыми кинохитами режиссер, родившийся в Самаре и увезенный отсюда родителями в Москву через месяц с небольшим, идеально вписывается в такую карнавально-популистскую модель. В ту же самую систему координат, согласно которой в нашем визуально и скульптурно «бритом» городе должен появиться памятник Юрию Деточкину. Деточкин, красноармеец Сухов и прочие культурно-анекдотические персонажи – это чудесно, мило и весело. Мило и весело, если в городе уже есть отлитые в металле и высеченные в мраморе собственные и реальные персонажи – князь Засекин, купец Головкин, пивной король Вакано... Но есть пока лишь куйбышевы и космопупсы…

Любопытно, что и эта логика тонет в лубке и попсе с неискоренимым свинцовым вкусом социалистического реализма. К примеру, «конкурентом» Рязанова на почетное звание был Константин Титов, а среди грядущих кандидатов вместе с остающимся в этом списке экс-губернатором-многопартийцем и директора заводов, и прочие хозяйственники, рабочие, учителя и бизнесмены. А ровесника Рязанова, выдающегося самарского футболиста и тренера Виктора Карпова в этом списке нет. Хотя вот он, идеальный вариант для всероссийской славы: знаменитый футболист, легенда «Крыльев Советов» на фоне визитов комиссий ФИФА, всесамарской любви к футболу и набирающей нешуточную мощь подготовки к чемпионату мира 2018 года. Но, видимо, власть и знание действительной, а не лубочной собственной истории, пока у нас никак не рифмуются.

Нет, Эльдар Рязанов в роли почетного гражданина Самары – это празднично, это симпатично, это забавно и славно. Трам-пам-пам. В конце концов, прославленный режиссер появился на свет именно здесь. Ведь здесь? Здесь! Если бы не мерцающий за сим серенький комплекс собственной провинциальной неполноценности. И почему бы не присвоить это звание и Владимиру Войновичу, и Людмиле Петрушевской? И, конечно же, пусть и посмертно – Владимиру Высоцкому и Майе Кристалинской, Александру Дюма и, вернусь в начало, Александру Сергеевичу Пушкину. Давайте делать почетными тех, кого мы сами любим и кого знают все и везде. Скромный, убогий, полуторамиллионный город Самара жаждет обрести (посредством грамотной деятельности властей) настоящих и славных «покровителей» и нелепо понимаемые имиджево-туристические (они же коммерческие) бренды и тренды. Бренды-тренды, балалайка...

Сергей Лейбград