В Самаре дважды подытожат год протестного движения. 8 декабря оппозиция проведёт акцию «Марш миллионов». 9 декабря состоится Второй самарский гражданский форум.

О своём отношении к прошедшим и грядущим акциям оппозиции порталу Засекин.Ру рассказал кандидат филологических наук, преподаватель и участник протестного движения в Самаре Роман Черкасов.

- Сохранился ли в оппозиции оптимизм, с которым она выходила на улицы год назад?

- Если брать координационный совет оппозиции, то они как будто настроены оптимистично, ведут себя невозмутимо.

- Этот оптимизм обоснован?

- Думаю, что не обоснован. Хотя это зависит от того, какие цели они ставят перед собой. Если они хотят изменить ситуацию в стране, то оптимизм не обоснован. Если они ставят целью при случае выступить посредником между властью и обществом, то тоже, мне кажется, не обоснован. Если же перед ними стоят более частные цели, то вполне может быть, что и обоснован. Я этих целей не знаю.

- Это ситуация в Москве. Как обстоят дела в самарском протестном движении?

- Наблюдения показывают, что люди охладели к акциям протеста. Потому что протестное движение сливалось. Люди готовы выходить, когда они рассчитывают на какой-то очевидный результат, который пусть будет не сразу, через длительное время, но что-то будет меняться. А когда протестное движение сливается, и сливается абсолютно бессовестно, то энтузиазм здесь тает и частное начинает доминировать над общественным. Так что, я думаю, что всё будет очень плохо.

- Нужны ли сейчас акции подобные «Маршу миллионов», который запланирован на 8 декабря?

- Мне кажется, что этот вопрос каждый решает для себя в частном порядке. Никакой надличностной обязательности уже нет. Это вопрос сугубо экзистенциального характера. Ничего предписывать здесь нельзя.

- Что происходит в самарском протестном движении, и как Вы оцениваете изменения в его среде?

- Сейчас, насколько я знаю, самарскими протестами рулят ребята из движения «ОккупайСамара». Это всё хорошие ребята, но те уважаемые лидеры, которые раньше пытались протестом рулить, один за другим откололись. Это говорит, что никаких реальных перспектив у него нет, и никакие политические силы не будут делать на него ставку. Протест превращается в субкультуру. Скоро все эти сборы станут чисто ритуальными действиями, без какого-либо реального выхода на общественную ситуацию. Как КПРФ долгие годы выводило людей 1 мая. Никакого воздействия на общественно-политическую жизнь это не оказывало, просто так принято. Мне кажется, что протестное движение сейчас попало в подобную ситуацию, ритуализировалось и потеряло рычаги воздействия на окружающую действительность. Если и говорить о каком-то оптимизме, тогда протестное движение должно обрести какую-то новую форму, для этого нужен новый толчок, трансформация. Как это будет и будет ли, я не знаю.