Как информирует пресс-служба Роскосмоса, «наиболее вероятная причина аварии – вскрытие бака «О» третьей ступени РН в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 вследствие возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Причиной возгорания насоса окислителя могло стать возможное попадание посторонних частиц в полость насоса либо возможное нарушение технологии сборки двигателя 11Д55 (несоответствие зазоров между шнеком и втулкой; между плавающими кольцами и крыльчаткой, возможный дисбаланс и биение ротора). Дефект, имеющий производственный характер, проявился в полёте».

«Серийные двигатели РД-107А/РД- 108А, произведённые на самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации – ПАО «Кузнецов», обеспечили четырнадцатый в текущем году старт ракеты-носителя типа «Союз». Запуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-У» с грузовым транспортным кораблем «Прогресс МС-04» состоялся 1 декабря в 17:51 часов по московскому времени со стартового комплекса площадки №1 космодрома Байконур («Гагаринский старт»). Ракетные двигатели РД-107А/РД- 108А, установленные на I и II ступенях носителя, отработали штатно», - первоначально сообщила пресс-служба «Кузнецова». Но вскоре попросила дезавуировать это сообщение.

Сразу после пуска ракеты-носителя «Союз-У» самарского производства с грузовым кораблём возникли проблемы с передачей телеметрии, которая пропала на 383 секунде.

Грузовик новой серии «Прогресс МС-04» должен был доставить на Международную космическую станцию около двух с половиной тонн грузов, в том числе топливо в баках комбинированной двигательной установки и системы дозаправки, воду и сжатые газы, научное оборудование и комплектующие для системы жизнеобеспечения, контейнеры с продуктами питания, предметы одежды, медикаменты и средства личной гигиены для членов экипажа.

В результате нештатной ситуации потеря транспортно-беспилотного груза произошла на высоте около 190 километров над труднодоступной безлюдной гористой территорией республики Тыва. Большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы.

В заключении аварийной комиссии Роскосмоса под председательством генерального директора госкорпорации Игоря Комарова утверждается, что «в ближайшее время в установленном порядке будет представлен план первоочередных мероприятий на предприятиях и в организациях ракетно-космической отрасли по обеспечению безопасного запуска ТГК «Прогресс МС-05».

Добавим, что разработчиком двигателя третьей ступени является воронежское «КБ Химавтоматики», а сам двигатель производится на Воронежском механическом заводе.