Министр обороны Анатолий Сердюков одобрил документ, обязывающий военнослужащих, заключивших контракт с его ведомством, подписать «Перечень ограничений и запретов, распространяющихся на военнослужащих». В противном случае военным грозит увольнение из вооружённых сил.

«Перечень…» ограничивает военных в ряде прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ. Всего в документ входит 40 ограничений. Среди них, например, лишение офицера, допущенного к государственной тайне, неприкосновенности частной жизни.

Согласно документу, военнослужащие отныне не имеют права не только критиковать, но даже обсуждать решения командиров. Им нельзя «допускать публичные высказывания, суждения и оценки» начальства в СМИ, «использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений», а также «использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии».

Некоторые офицеры отказываются ставить подпись под ограничительным документом. Им грозит увольнение.
Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова прокомментировала порталу Засекин.Ру это сообщение.

- Думаю, не совсем правильно комментировать документ, текст которого не представлен в открытой печати. Речь может идти о поставленных Вашей редакцией вопросах, связанных с ограничениями и запретами военнослужащих при прохождении военной службы. И эти ограничения, как и любые условия контракта, определяются не неким таинственным «Перечнем…», а Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими федеральными законами.

На военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно статье 7 данного закона, военнослужащие не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Такие ограничения не противоречат Конституции и международным обязательствам Российской Федерации. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 годп, закрепляя за каждым человеком право на свободное выражение своего мнения, в то же время специально оговаривает, что пользование этим правом «может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом». В пакте также говорится о законности ограничений пользования отдельными правами «для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции».

Запрет на обсуждение и критику приказов командира содержится в уставе внутренней службы Вооруженных Сил России. При этом, уставом предъявляются определенные требования к приказу: он должен соответствовать федеральным законам, а командир не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями. Право командира отдавать приказ, и обязанность подчиненного беспрекословно его выполнять – это основные принципы единоначалия в армии. Однако запрет на обсуждение и критику приказа не означает автоматической обязанности военнослужащего исполнить незаконный приказ.

Согласно Уголовному Кодексу, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Правда, алгоритм поведения подчиненного в случае получения им заведомо незаконного приказа командира в общевоинских уставах прямо не предусмотрен. Но по смыслу положений Дисциплинарного устава и Устава внутренней службы военнослужащий, в случае получения им заведомо незаконного приказа, должен, не исполняя такой приказ, обратиться к вышестоящему командиру.
Что касается запрета на публичную критику, то он существует и в отношении государственных служащих. Конституционный Суд признал эту норму конституционной и подробно обосновал мотивы своего решения. Вместе с тем, данный запрет в целях принципа открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю не должен использоваться для поддержания режима корпоративной солидарности работников государственного аппарата, исключающей доведение до граждан информации, имеющей важное публичное значение.

Европейский Суд по правам человека также исходит из того, что правовое положение государственного служащего требует сдержанности при выполнении возложенных на него служебных обязанностей и выполнения им, в отличие от других граждан, определенных правил при публичном выражении своего мнения. И если реакции на допущенные нарушения не последовали внутри самой системы государственной власти, государственный служащий вправе дать им публичную оценку. При этом она, естественно, должна быть аргументированной и основанной на достоверных фактах.

Кстати, нормами действующего законодательства предусмотрено, что военнослужащие вправе в свободное от службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. А вот в забастовках участвовать не могут: прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования спорных служебных вопросов, запрещено.

Таким образом, ограничения политических прав военнослужащих, закрепленные законодательством Российской Федерации, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и международным обязательствам Российской Федерации. Что касается перечня из 40 пунктов ограничений, то лучше сначала увидеть текст в его официальном опубликовании. Хотелось бы также знать достоверную информацию от офицеров о фактах увольнений по причине отказа подписать контракт, содержащий дополнительные ограничения, выходящие за рамки тех, которые определены законом.