Министерство культуры Самарской области приняло решение об открытии в конце текущего года в отреставрированном особняке Курлиных Музея модерна. Директором будущего музея, который станет структурным подразделением областного историко-краеведческого музея имени Петра Алабина, уже назначен двадцатисемилетний выпускник Тольяттинского университета сервиса Михаил Савченко. Эту новость для портала Засекин.Ру комментирует социолог, председатель СРОО «Комитет спасения старой Самары» Дмитрий Лобойко.
- Усадьба - памятник федерального значения, с яркой историей и уникальной архитектурой. Создание музея модерна на базе усадьбы Курлиной можно только приветствовать. При этом современный музей подразумевает применение так называемых "новых музейных технологий" и - это очень важно - научную составляющую. Это определяет довольно высокий уровень компетентности руководителя такого учреждения. Во-первых, директором музея модерна должен быть человек, который как минимум разбирается в архитектуре и истории искусств. Он будет представлять Самарскую область на уровне России и, возможно, за ее пределами. Во-вторых, директором должен быть интеллектуал, так как музей - это не только выставки, но и научная работа, площадка для исследований. В-третьих, организация выставочной деятельности должна строиться на глубоких знаниях предмета. Надо понимать, что музейные выставки - это не столько развлечение, сколько популяризация знаний. Директор должен во всем этом разбираться.
Я знаю Михаила Савченко, как менеджера в области современного искусства. Но однозначно он не знаток искусства, не культуролог и не куратор, если только под словом «куратор» мы не подразумеваем «завхоз». Куратор - это соучастник творческого процесса. Михаил же - организатор. Он мог бы быть неплохим чиновником, но как директор областного музея, да еще и модерна - это, мягко скажем, неординарное и неоднозначное решение. На мой взгляд, в Самаре немало специалистов, действительно разбирающихся в искусстве, архитектуре и культуре...
Конечно, после 2008 года усадьба Курлиной пережила длительную реставрацию, затем пожар, после запустение... Это памятник закаленный, которому уже, наверное, ничего не страшно. Но правильней было бы все же назначать на такие должности профессионалов. Чтобы не стимулировать процесс культурной деградации, чтобы не дискредитировать чиновников, принимающих подобные кадровые решения