Взрывом завершился запуск оснащённого двигателем НК-33 производства самарского ОАО «Кузнецов» ракеты-носителя Antares с американским кораблем Cygnus с космодрома NASA на острове Уоллопс около побережья штата Вирджиния. Причины аварии устанавливаются. По предварительным данным, никто из людей не пострадал. Взрыв произошел сразу после старта во вторник в час ночи 23 минуты по московскому времени. Перспективы сотрудничества с американцами в контексте произошедшего инцидента в интервью «Известиям» прокомментировал Николай Якушев.
Николай Якушев, исполнительный директор ОАО «Кузнецов»:
- Торопиться с выводами относительно ситуации я бы не стал. Не исключается зависимость функционирования двигателей от внешних систем ракеты-носителя.
Ещё с 1990-х годов мы взаимодействуем с американской компанией Aerojet Rocketdyne. За это время были и взлеты, и снижение активности в сотрудничестве, но совместными усилиями мы обеспечили запуск Antares с нашим двигателем НК-33 в 2013 году. Antares — это дань коллективам, создавшим двигатель НК-33 и обеспечившим его адаптацию к американскому Antares и российскому «Союзу». С американской стороной мы подписали опционный контракт на поставку до 50 двигателей нового производства, но в силу ряда обстоятельств, в том числе желания американцев получить современные российские двигатели на базе РД-191, вопрос подписания договора подвис в воздухе.
В рамках этого контракта планировалось значительно усилить участие наших специалистов в проекте. В том числе и в части технического сопровождения. В конце 2013 года американская компания Orbital решила организовать тендер, и в конкурсе столкнулись две российские фирмы: ОАО «Кузнецов» и ОАО «НПО «Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Говорить об этичности и неэтичности появления «Энергомаша» в поле интересов «Кузнецова», когда «Кузнецов» уже провел три пуска на Antares, не приходится... Но факт остается фактом, конкуренция состоялась.
Может получиться так, что ни одна из российских фирм не останется на американском рынке со своими двигателями. По сути, «Энергомаш» может навредить сам себе. В конкурсе участвует ряд других фирм, а американская сторона за это время начала рассматривать возможность использования собственных двигателей. Недобросовестная конкуренция иногда приводит к плачевным результатам. Мы надеялись, находясь не в самом лучшем финансовом состоянии, получить в рамках данного контракта более $500 млн. Кроме того, это была бы хорошая загрузка для нашего предприятия. Ситуация развивается не самым лучшим образом. Конкурс уже практически состоялся. Хотя нас — двигателестроительную корпорацию Aerojet и ОАО «Кузнецов» — по предварительной информации, в проекте уже не рассматривают.
— 29 октября, в день аварии, состоялся ещё один запуск. С Байконура на МКС отправилась ракета-носитель «Союз-2.1а» с грузовым космическим кораблем «Прогресс М-25М». Как прошел пуск?
— Он прошел успешно. Весь объем работ, связанный с запуском двигателей, был проведен в соответствии с инструкцией. Это был «традиционный» запуск — на МКС мы отправляем порядка пяти-шести «Прогрессов» в год. В составе грузов — расходные материалы, связанные с обеспечением трудовой деятельности и жизни космонавтов.