Несмотря на то, что Николай Меркушкин встал на защиту самарского грузового речного порта, по сути дезавуировав ранее озвученное Юлией Степновой заявление о демонтаже и переносе этого предприятия, правительство Самарской области продолжает нанимать подрядчиков для проектирования застройки и благоустройства территории стрелки рек Волги и Самары. В настоящий момент «Институт «Ленгипрогор» проектирует здесь ЗАГС, а уже послезавтра определится победитель в конкурсе на проектирование благоустройства исторического центра Самары в границах улиц Комсомольской и Фрунзе и создание на стрелке парковой зоны. Конкурсная комиссия рассматривает заявки двух участников - Самарского государственного архитектурно-строительного университета и петербургского ООО «ГеоСпецСтрой». Юрий Астахов с трудом готов примириться с тем фактом, что правительство Самарской области в очередной раз подменяет понятия.

Юрий Астахов, член Союза архитекторов РФ:

- Основная работа, которую должен выполнить подрядчик по этому заказу, - это берегоукрепление. Всё остальное - это антураж. Почему, мне интересно, «Инженерный центр энергетики Поволжья» не участвовал в конкурсе? Вообще-то это по их профилю работа.

Это звучит «благоустройство», а на самом деле это никакое не благоустройство. Там на самом деле специализированные технические работы по берегоукреплению. Парк там – постольку поскольку. Да и «создание парковой зоны» - это тоже неточно. Я думаю, там будет только подготовка к созданию парковой зоны. Отмечу ещё, что это был не конкурс, хотя именно это слово фигурирует на сайте госзакупок, а тендер.

Конечно, правильно было бы, в соответствии с действующим законом об архитектуре, сначала провести архитектурный конкурс, а потом уже на основании победившего архитектурного проекта разрабатывать то, что указано в тендере как создание проекта благоустройства исторического центра Самары. К сожалению, пока нам сложно там открывать ещё один фронт. Хотя у нас есть замечания: в очередной раз проигнорировано требование сначала проводить архитектурный конкурс. Более того, они подменяют понятия, называя тендер открытым конкурсом. Конкурс свободен, в нём может участвовать любой архитектор или группа архитекторов. А тендер - это, в первую очередь, финансовое обеспечение. В данном случае, по-моему, 15-20 миллионов. Это значит, что уже только крупные организации могут себе позволить в нём участвовать.

- Николай Меркушкин в течение этого лета неоднократно заявлял, что самарский грузовой речной порт останется на своём месте и будет там работать и даже развиваться...

- Я думаю, что развиваться порт будет. Но не территориально. Он будет повышать своё качество. Сейчас он в плачевном состоянии, это действительно замусоренные территории. Занимается порт только тем, что добывает и продаёт песок. То есть порт работает недостаточно эффективно. Под развитием врио губернатора подразумевал, скорее всего, техническое перевооружение.

Сам по себе порт никакого вреда парку, а тем более ЗАГСу не принесёт. Наоборот, это привлекательное место, работающие краны... Очень красивое место, в общем-то. Жаль, что его никто не видит. Тем более что порт занимает не всю территорию стрелки. Он занимает определённую территорию. ЗАГС как раз находится на территории, находящейся за пределами речного порта.

Кстати сказать, когда мы беседовали с главным архитектором «Ленгипрогора», он говорил, что ему очень нравится идея соседства порта и парка.

- Вы считаете, у СГАСУ есть шанс выиграть этот тендер? Или подряд снова уйдёт петербуржцам?

- Отмечу, что соперник СГАСУ «ГеоСпецСтрой» - это организация, никак не связанная с «Ленгипрогором». Что же до университета, то я, честно говоря, не понимаю, какими техническими силами он собирается выполнять заказ. Преподавательская деятельность - это одно, а проектная деятельность - это совершенно другое. Даже наши достаточно известные архитекторы, которые преподают в университете, они, как правило, когда занимаются проектом, разрабатывают его архитектурную часть. Технический рабочий проект, как правило, выполняется другими организациями.