В очагах загрязнения бывшего «Средне-Волжского завода химикатов» в Чапаевске, рекультивация территорий которого предусмотрена государственной программой «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, содержится свыше 350 тонн предельно загрязненного грунта. В шламонакопителе и отстойниках предприятия накоплено более 2 миллионов тонн высокотоксичного шлама и 407 кубометров шламовых вод. Ещё около тысячи тонн отходов, по подсчётам специалистов, должны образоваться в результате демонтажа зданий и сооружений завода. Такие данные были озвучены на заседании экспертной комиссии при Росприроднадзоре по Самарской области, рассмотревшей проект рекультивации, разработанный ЗАО «Экрос-Инжиниринг». Анатолий Виноградов считает, что полностью ликвидировать экологический ущерб от бывшего «Средне-Волжского завода химикатов» не удастся. А властям, готовым потратить на это до 15 миллиардов 650 миллинов рублей, не достаёт открытости.
Анатолий Виноградов, председатель Самарского экологического общества, кандидат биологических наук:
- Чапаевск после перестройки был отдельным постановлением правительства России признан «зоной экологического бедствия», то есть зоной, невозможной для рекультивации. Потом, при Константине Титове, этот статус Чапаевска подтвердило и правительство Самарской области.
Там были сильнейшие отравляющие вещества, сравнимые с боевыми. Люди должны были быть отселены из Чапаевска. Причём на это не было денег, и люди должны были уезжать самостоятельно на протяжении десятилетий.
Теперь на рекультивацию территорий одного только бывшего «Средне-Волжского завода химикатов» планируется потратить 15 миллиардов 650 миллионов рублей. И для чего это? Они что, хотят там сделать опять жилую зону? Но это недопустимо, там всё отравлено, там превышены тысячи предельно допустимых концентраций отравляющих веществ. Гигансткая сумма.
По закону, кроме государственной, должна быть ещё и общественная экологическая экспертиза. Значит, нужно провести общественную, независимую экспертизу, которая бы послужила противовесом планам властей. Я мог бы выступать таким экспертом как представитель местного населения, как представитель науки.
Важно, чтобы весь процесс был максимально прозрачен. Нужна максимальная гласность. Потому что опять возникает беспокойство: а не хотят ли они сделать на месте бывшего «Средне-Волжского завода химикатов» что-нибудь боевое? Что-нибудь отравляющее или что-нибудь для химического разоружения, то есть что-нибудь, что послужит всероссийской или международной свалкой?