Сегодня на расширенном заседании коллегии ГУ МВД по Самарской области были подведены итоги работы органов внутренних дел за первое полугодие 2014 года. На заседании выступила и Ирина Скупова, которая привела многочисленные примеры, откровенно демонстрирующие небескорыстное участие отдельных представителей правоохранительных органов в спорных с правовой точки зрения конфликтах.

Ирина Скупова, Уполномоченный по правам человека в Самарской области:

- По основным проблемам реализации личных прав граждан мы, как сейчас актуально говорить, научились слышать и слушать друг друга. А главное, слышать доводы людей, которые нуждаются в защите, которые по разным причинам не смогли получить её сами. Научились не прятаться за ведомственными интересами и слышать аргументы сторон, даже если они иногда выходят за рамки профессиональных стереотипов. Нам очень важна работа на понимание, на отношение к людям, на уважение к личности, на внимание к частным ситуациям, судьбам и деталям.

По сравнению с 2011-2013 годами, в 2013-2014 годах количество обращений, связанных с деятельностью правоохранителей, в том числе и полиции, возросло. И я хотела бы обратить внимание на те ситуации, в которых речь идёт не просто о процессуальных нарушениях и неполноте проверок.

Первая ситуация – рыночная, она многоплановая. В основе конфликта разнообразных интересов на Кировском рынке лежат многие аспекты нарастающего социального напряжения, массовое проживание мигрантов, торгующих на рынке, причем проживающих в полевых условиях, торговля наркотиками и нарушения закона о пользовании земельными участками. После проверки, казалось бы, закон восторжествовал, было зафиксировано178 нарушений миграционного законодательства,  но, в конце концов, всё осталось на своих местах. И сетование на недостаток полномочий неоправданно. Думаю, здесь резерв комплексных проверок себя ещё не исчерпал. При этом меня постоянно предупреждают о невозможности определить границы этого рынка, хотя этот проект вполне реализуемый, правда, может быть не совсем быстро.

И есть ещё один аспект, который называется «с этого рынка кормятся все». Может быть, начать выяснять, кто кормится с этого рынка, тем более известны суммы, которые называют разговорчивые продавцы. Ещё один рынок - на улице Ново-Вокзальной – это часть общей ситуации в Самаре, с рейдерскими захватами рынков и последующей легализацией участков. А также с незаконным участием в ярмарочной торговле при содействии бывших и действующих сотрудников министерства имущественных отношений. Уголовные дела были возобновлены, но результаты пока совсем не обнадёживают. Какой резон возбуждать уголовные дела, если всё равно они не дойдут до суда? Почему не дойдут? Потому что там такие фамилии…

Не менее известна всем ситуация и с захватом автостоянки в посёлке Владимирский Железнодорожного района. Уголовное дело было возбуждено в 2012 году, но делается всё, чтобы довести его до истечения срока давности.

Я очень прошу посмотреть на эти ситуации не только с позиции уголовно-процессуального кодекса, но и с точки зрения права человека на защиту со стороны государства.

Вторая большая тема -  это незаконное и полузаконное строительство в центре Самары. Я уже неоднократно обращала внимание на самоуправство со стороны ТСЖ «Астория», которое намеренно варварским способом рушит памятники архитектуры в центре Самары. Одни и те же лица на улицах Степана Разина, Куйбышева, не имея никаких разрешений строить здания, угрожают, избивают, выдавливают, выживают жителей соседних домов. По странному стечению обстоятельств на воротах во двор строящейся там гостиницы висит табличка «въезд автомобилей МВД», как бы намекая на связи.

Из-за строительства люди совершенно не ощущают себя в безопасности в связи с пожарами, которые регулярно там происходят. Мы уже неоднократно совещались и с департаментом безопасности, и с МВД, но ситуация примерно такая же как в 2005-2006 годах, когда массово горели здания. Этой информацией владеют детально и МВД, и прокуратура, но на уровне систематизации информации, а предупреждения и профилактики и, стало быть, защищённости нет.

Также хотела бы обратить внимание на то, что три отдела полиции месяцами задерживают ответы на самые болезненные жалобы, где люди годами не могут добиться справедливости.