Добравшись до Самары в понедельник к 16:00, президент РФ посетил ракетно-космический центр «Прогресс», а затем провёл совещание по социально-экономическому развитию Самарской области, в котором приняли участие руководители крупнейших областных предприятий в сфере нефтепереработки, автомобилестроения, авиационной отрасли и жилищного строительства, а также вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, министр финансов Антон Силуанов, министр торговли и промышленности Денис Мантуров и врио губернатора Николай Меркушкин, который выступил с докладом о проблемах и перспективах вверенной ему губернии.
Николай Меркушкин, временно исполняющий обязанности губернатора Самарской области:
- Прежде всего я хочу сказать слова благодарности Владимиру Владимировичу Путину за сегодняшнее совещание по ключевым вопросам социально-экономического развития Самарской области в таком представительном формате.
В своём выступлении я остановлюсь только на тех направлениях и проектах, которые являются критически важными для долгосрочного стабильного развития региона и требуют взаимодействия с федеральным центром. Ещё в советское время, да и в 1990-е годы, Самарская область входила в тройку лидеров страны по объёму экономики и была первой в Поволжье. Сейчас область опустилась на третье место в ПФО и десятая в стране, а по состоянию ряда направлений инфраструктуры и в пятом, и в седьмом десятке.
(Владимир Путин в этом месте прервал Меркушкина, заметив:«Давайте не будем говорить, что она куда-то опустилась, давайте будем говорить, что другие приподнялись. Так благороднее как-то звучит, не обидно для самарцев». - ред.)
Мы тоже поднимались, но другие поднимались быстрее и активнее, а вот по ряду направлений инфраструктуры мы оказались в пятом и в седьмом десятке. К сожалению, по состоянию дорог в городе Самаре – в области получше, а в городе Самаре мы вообще в последней тройке. Одной из причин такого положения является существенное отставание Самарской области за последние 15 лет по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. Объём недофинансирования инвестиций от среднероссийского уровня, если брать инвестиции на душу населения по стране и в Самаре, мы отстаём на 400 миллиардов рублей, из них 140 миллиардов рублей бюджетных инвестиций.
Если сравнить Самарскую область с соседними сопоставимыми по потенциалу регионами, то недофинансирование, точнее недоинвестирование, составило и более триллиона рублей, из них свыше 200 миллиардов рублей бюджетных инвестиций в инфраструктуру. Такой перекос произошёл за последние 15 лет. Это прежде всего объясняется структурой бюджета области, сложившейся с конца 1990-х годов, где инвестиционная составляющая бюджета по сравнению с текущими расходами была значительно ниже, чем в соседних регионах. У нас очень много шло на проедание, на текущие расходы, и очень низкая доля в бюджете была на развитие, на инвестиции.
Вторая, ещё более весомая причина – крайне слабое участие Самарской области в федеральных программах. В результате объём федеральных инвестиций на душу населения в области в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране.
В то же время в Самарской области ещё в советский период создан был богатейший потенциал и накоплены уникальные компетенции для развития стратегических отраслей промышленности федерального значения, в том числе оборонной, которые сегодня могут конкурировать как на российском, так и на международном рынках: это космическая, как вы уже сказали, Владимир Владимирович, авиационная отрасли, химия, нефтехимия, автомобилестроение, металлургия. Здесь мы по всем направлениям конкурируем не только внутри России, но и на международном рынке.
Мы видим нашу главную задачу – сохранить эти компетенции и развить их на новой инновационной основе. На ряде наших ведущих предприятий работают крупные конструкторские центры. Сегодня Александр Николаевич Кирилин, генеральный директор РКЦ «Прогресс», говорил, что только у него более 2,5 тысячи человек работают, причём в последние годы идёт активное омоложение кадрового состава.
При вашей поддержке, Владимир Владимирович, завершается строительство технопарка «Жигулёвская долина» и особой экономической зоны в Тольятти. Эти решения вами принимались в 2008 году. Мы в этом году завершаем, в первую очередь, особую экономическую зону и полностью завершаем технопарк. Правительством Российской Федерации Самарский аэрокосмический университет определён как базовый в стране для подготовки специалистов в своей отрасли и отобран в программу 15 вузов для вывода в топ-100 лучших вузов мира.
Но для создания полноценной инновационной инфраструктуры в современных условиях этого недостаточно. Нам крайне необходим технополис в Самаре, мы его назвали «Гагарин-центр», а на его базе – студенческий кампус для подготовки магистров и аспирантов в соответствии с самыми современными требованиями аэрокосмической отрасли сегодня и в будущем. Это будет новый район Самары, инновационный город, расположенный на площадке, выделенной к чемпионату мира по футболу. Такое расположение позволит нам значительно сократить затраты на его создание и максимально рационально использовать наследие мундиаля.
Нами начаты работы по проектированию объектов аэрокосмического кампуса на площадке «Гагарин-центра», нас в этом активно поддерживают министерство образования, министерство экономического развития страны, предприятия аэрокосмического кластера. Нам нужна и поддержка правительства Российской Федерации в софинансировании создания центра, чтобы в полной мере реализовать этот проект до 2020 года. Мы просим принять специальное постановление правительства Российской Федерации по этому вопросу. И как раз до 2020 года мы должны аэрокосмический университет вывести в топ-100 мира, и мы этим самым можем в комплексе решить проблему и сделать мощнейший задел для дальнейшего развития аэрокосмической отрасли в стране.
Большинство наших стратегических проектов мы связываем с развитием самарско-тольяттинской агломерации, третьей по величине в стране. Потенциал агломерации позволяет рассматривать её как одну из самых перспективных территорий роста в России. Проект развития агломерации включён Минрегионом в перечень пилотных. Для развития агломерации нужна, прежде всего, современная инфраструктура, в первую очередь транспортная.
Мы единственный регион на Волге, не имеющий через неё автомобильного моста. Проезд осуществляется по территории Национального парка «Самарская Лука» и плотине Жигулёвской ГЭС, пропускная способность которой в связи с конструктивными особенностями и возрастающими с требованиями антитеррористической безопасности будет постоянно сокращаться. Для решения этих проблем разрабатывается проект строительства мостового перехода через Волгу в районе села Климовска с северным обходом Тольятти. Его строительство было запланировано ещё в советское время. Без этого моста с северным обходом Тольятти не сможет выйти на проектную мощность АвтоВАЗ, особая экономическая зона, и будет крайне затруднено развитие предприятий большой химии. Они все располагаются в северной части Тольятти, там, где должна была пройти обходная дорога. А все, в том числе предприятия большой химии, у нас их там пять, – все они сегодня активно модернизируются и будут увеличивать объёмы производства.
Владимир Владимирович, по этому вопросу вы уже давали поручения. Их проработка сегодня ведётся в Росавтодоре, но я ещё раз хотел бы сказать сегодня, что это один из ключевых вопросов развития Тольятти и всей области.
Областной центр Самара также нуждается в масштабной реконструкции дорог и строительстве дополнительного выезда из города с выходом на автомобильную дорогу, автодорожный маршрут Центр – Поволжье – Урал – Казахстан. Для этого необходим новый мост через реку Самара, Фрунзенский, который свяжет Самару в том числе и с Новокуйбышевском и, конечно, я уже сказал, он нас тесно свяжет с Казахстаном.
Учитывая плохое состояние внутригородских дорог, ненормативное, точнее так скажу, – в Самаре многокилометровые пробки на выездах из города. Нам необходимо строительство основной транспортной оси областного центра – автомагистрали «Центральная». Проект был разработан 40 лет назад, на сегодня реализован лишь на одну пятую. Строительство 10 лет назад было заморожено, и все последующие проработки подтверждают, что без этой магистрали нормальная жизнедеятельность города Самары невозможна, а коридор оставлен. Коридор как в советское время оставлен был, он так и сегодня есть, только там гаражи и так далее, временная застройка. Если мы эту дорогу сделаем, мы сейчас рассматриваем механизм государственно-частного партнёрства, не исключаем, что «Газпромбанк» будет участвовать в финансировании этой магистрали, – для Самары было бы практически полное решение проблем с транспортными передвижениями.
Крайне важным для повышения связанности агломерации и проведения чемпионата мира по футболу является строительство скоростного железнодорожного сообщения Самара – Курумоч – Тольятти. От Тольятти до промышленной зоны Самары можно будет тогда доехать за 50 минут. Это значительно повысит доступность аэропорта и Самаре, и Тольятти, увеличит трудовую мобильность и облегчит решение проблем от освобождения трудовых ресурсов, что сейчас в Тольятти часто происходит, и, наоборот, в Самаре скоростная нитка очень легко может потом решать очень многие проблемы.
Общая стоимость проекта, конечно, велика – 6 миллиардов рублей. Мы с ОАО «РЖД» этот проект вместе рассматриваем, и мы просили бы министерство экономического развития, министерство транспорта, министерство финансов и ОАО «РЖД» ещё раз рассмотреть этот проект и поэтапно решать: сейчас пока заехать в Курумоч, там средства небольшие, потом поэтапно увеличивать скорость на этой трассе.
В условиях высокой загруженности уличной дорожной сети такого крупного мегаполиса, каким является город Самара, особое место занимает метрополитен. Самара была третьим городом после Москвы и Ленинграда, где началось строительство метро. Но на сегодня не завершена даже первая очередь. В этом году строительство возобновлено, и вводится новая станция. Мы пересмотрели схему метрополитена, и, чтобы она была логистически завершённой, необходимо построить ещё три станции для связи существующей ветки с железнодорожным вокзалом. От строительства семи станций метро мы отказались. Нам важнее сегодня направить средства на реконструкцию той магистрали «Центральная», она снимет те проблемы, которые должно было решать метро.
Уважаемый Владимир Владимирович, прошу поддержать правительство Самарской области в реализации указанных проектов развития через включение этих проектов в государственные программы. У нас по всем этим направлениям есть государственные программы. Если некий приоритет будет, то мы можем все эти вещи уже к чемпионату мира решить и решить очень многие проблемы для города.
Решение важных для жителей области вопросов направлено на достижение главной цели политики правительства Российской Федерации, вашей, Владимир Владимирович, – это народосбережение. Накопившиеся проблемы в социальной сфере ведут к тому, что в Самарской области сохраняется естественная убыль населения. Сегодня уже более 50 регионов, где есть естественный прирост населения. Мы, к сожалению, имеем такой потенциал, у нас на 6 тысяч умирает больше, чем рождается, – до сегодняшнего дня.
Уровень заболеваемости в области превышает среднероссийские показатели, а по так называемым социально значимым заболеваниям мы одни из лидирующих регионов в стране: СПИД, туберкулёз, психические заболевания, которые связаны с состоянием общества.
Решению этих проблем способствует формирование, конечно, прежде всего, здорового образа жизни и здорового питания с натуральными продуктами. В этом направлении приоритетом является развитие массового спорта и спорта высоких достижений. Однако на сегодняшний день область обеспечена спортивными объектами только на 19 процентов от нормы. По этому показателю мы в шестом десятке в стране, а когда-то Самарская область имела на каждой Олимпиаде по два-три чемпиона олимпийских игр, это было 20–30 лет назад. Здесь был и центр ЦСКА (Самара являлась центром) и так далее. Сейчас у нас – Тагир Хайбуллаев, в дзюдо, и то он во многом в Питере своё мастерство добавлял.
Самара как областной центр с населением, я уже говорил, 1,2 миллиона человек остро нуждается в современных крупных спортивных центрах международного и национального уровня. У нас нет ни одного зала, где могло бы уместиться более 1,5 тысячи человек. Ни одного зала. Для города был трехтысячный зал, он сейчас в аварийном состоянии, и мы в этом году будем его сносить. Он был построен 52 года назад, четвертый ледовый объект в стране, когда в Москве, в Питере, в Самаре строились, но сейчас он в аварийном состоянии. И там 3 тысячи мест было. Учитывая популярные в Самаре виды спорта, такие, прежде всего, как все, что связано со льдом и универсальными видами спорта, – это ледовый дворец, велотрек. У нас много олимпийских чемпионов по велоспорту, нам нужен крытый велотрек. И комплекс единоборств, потому что у нас очень сильно развито дзюдо, школы, детские школы. Мы будем Кубок Европы в этом году в декабре проводить. И мы очень хотели просить включить эти объекты в федеральную программу на условиях софинансирования. Виталий Леонтьевич нас в этом по большому счету поддерживает.
Текущее состояние здоровья населения области требует от нас значительных вложений в сферу здравоохранения. Мы пошли сейчас активно на ГЧП. Уже вложили 5 миллиардов рублей, дальше будет строиться «Мать и дитя». Марк Курцер у нас будет строить на 3,5 миллиарда рублей межрегиональный комплекс. Мы выделили землю, тоже недалеко от стадиона, где будем строить, в инновационной зоне. Свой бизнес будет строить новый кардиоцентр, вкладывается 3 миллиарда рублей. Строиться будет немцами несколько диализных центров. В общем, большой блок вопросов хотим решить за счет частного партнерства.
Но не могу обойти вниманием такой волнующий население нашей области вопрос, как высокая заболеваемость и смертность от онкозаболеваний. Они тоже у нас выше среднероссийских. Нам необходим современный высокотехнологичный центр медицинской радиологии для детей. Если Правительство Российской Федерации поможет нам, мы имеем хорошую базу в целом, школа хорошая, если создать радиологический центр, то аналога не будет в Европе такого уровня. Есть проект, Владимир Уйба тоже поддерживает нас в этом активно. Мы бы хотели, чтобы он был рассмотрен.
Высокая концентрация в границах агломерации промышленных предприятий, крупнейший в ПФО транспортный комплекс определяют высокую нагрузку на природную систему региона. Поэтому нам очень важно, я не буду, может, детально говорить, сократить сбросы в Волгу, необходимо провести реконструкцию очистных сооружений в Самаре, в Тольятти, в Сызрани, в Октябрьске. Я бы хотел, чтобы мы вместе с Минрегионом, Минстроем рассмотрели эти вопросы и вошли в федеральную программу.
Хочу подчеркнуть, что в области прилагается максимум усилий для решения проблем, о которых я сейчас говорил. Мы сами пытаемся. Работа идет сразу по многим направлениям. Это прежде всего активизация расходной части бюджета и снижение стоимости строительства объектов, включение проектов в государственные программы Российской Федерации, привлечение инвесторов, развитие государственно-частного партнерства. Регион лидирует в ПФО по привлечению иностранных инвестиций. По прошлому, позапрошлому году, в общем, самый большой объем иностранных инвестиций вложено в область. Резко увеличился объем жилищного строительства, в 1,7 раза за два года. Растет промышленность и сельскохозяйственное производство на сегодня, создаются комфортные условия для развития предпринимательства. Активно взаимодействуем с банками, особенно с Внешэкономбанком, с которым скоро подписываем пилотный план совместных мероприятий по комплексному развитию территории Самарской области. В него выходит крупный инвестиционный проект общей стоимостью 163 миллиарда рублей. Хотелось бы, чтобы этот пилотный проект был поддержан, в том числе и Правительством Российской Федерации.
В плане большая доля проектов нацелена на обеспечение населения собственными качественными, натуральными продуктами. Потому что в том числе рост заболеваемости туберкулезом мы связываем с тем, что Самарская область – одна из территорий, куда завозится больше всех продуктов извне. 80 процентов продуктов не собственные, а завозятся извне. Естественно, нет гарантии качества.
Несмотря на сравнительно высокий уровень заработной платы, в области сформировался очень широкий слой населения с невысокими доходами из-за большого уровня дифференциации населения, по которому область занимает второе место в стране после Москвы. Если убрать офисные центры, Правительство и так далее, расположенные в Москве, если брать среднее население, то мы оказываемся, Владимир Владимирович, по дифференциации по доходам на первом месте в стране. Поэтому есть слой богатых людей и достаточно большой слой, широкий слой, у которых есть определенные проблемы в возможности приобретения тех же продуктов. Поэтому по покупательской способности область находится на 46-м месте. Еще раз хочу сказать, во многом из-за того, что более 80 процентов продуктов питания завозится из-за пределов области, продукты дорогие и не всегда того качества. В результате из-за сложных логических цепочек мы теряем очень много. И мы хотим, в том числе с ВЭБом, реализовать ряд проектов, которые могли бы обеспечить, наоборот, на 80 процентов свое население собственными продуктами питания.
Когда-то в советское время Самарская область обеспечивалась полностью, 100-процентно, мясом, мясом птицы, яйцом, производили сахар, зерно экспортировалось даже. В этом смысле мы упали в четыре раза к уровню советского периода по объемам сельхозпроизводства. Это самое большое падение в стране по объемам производства. Многие сейчас производят больше советского периода, а у нас объем производства в четыре раза ниже, чем в советское время. В этом секторе по большинству показателей мы оказались последними в ПФО. Когда-то в ПФО мы были в тройке лидеров. Поэтому доступность для населения качественного продовольствия можно обеспечить, только значительно увеличив внутреннее производство молока, мяса, яйца, восстановив потерянное производство сахара, создав современное сыроваренное производство, увеличив мощность традиционного для области пивоварения. Для этого нам исключительно важна поддержка ВЭБа, Россельхозбанка, Росагролизинга.
Мы активно занимаемся наращиванием собственного производственного потенциала. Полагаем, что вливание федеральных средств в экономику Самарской области окупится уже в среднесрочной перспективе. По нашим прогнозам, они достаточно плотно проработаны, уже в 2016 году прирост налоговых поступлений в федеральный бюджет составит более 40 миллиардов рублей, а к 2020 году – 140 миллиардов рублей с увеличением общего объема федеральных налогов до 280 миллиардов. То есть мы за шесть лет планируем в два раза увеличить отчисления налогов в федеральный бюджет. Многие эти проекты сейчас реализуются, и часть проектов сейчас у нас в планах развития. Реализация только одного проекта группы компаний САНОРС с «Роснефтью» позволит возвратить федеральные кредиты, кредитные средства. Я с просьбой к вам, Владимир Владимирович, обращался, когда был у вас. Если минфин и правительство нас поддержат, мы могли бы в течение четырех-пяти лет только за счет этого источника, только за счет дополнительных доходов от САНОРСа рассчитаться с этими кредитными ресурсами.
А что касается отчислений в федеральный бюджет, это само по себе, мы из собственных доходов могли бы это сделать. Своевременное решение насущных проблем, конечно, для нас исключительно важно, потому что Самара готовится к Чемпионату мира. И нам бы хотелось основные проблемы, которые я назвал, все-таки завершить, может быть, не все к 2020 году, а часть из них, по крайней мере, к 2018 году, для того чтобы достойно провести чемпионат мира.
В завершение хочу сказать, что Самарская область может вновь стать, Владимир Владимирович, опорным регионом России. Решение многих масштабных, судьбоносных в истории нашего государства задач неоднократно поручалось именно Самарской области. Так было в военные годы, когда Самара в кратчайшие сроки, организовав производство и выпустив 32 тысячи самолетов-штурмовиков, обеспечила превосходство в воздухе, что во многом определило исход Великой Отечественной войны. Самара определялась руководством страны запасной столицей, столицей тыла. Так было и позже, когда Самаре была доверена важнейшая миссия по созданию ракетно-ядерного щита, освоению космоса, развитию «большой химии», созданию народного автомобиля, производству гражданского самолета Ту-154, которых Самарским заводом было произведено больше, чем какого-либо другого самолета в мире. Такое количество ни один завод мира не производил. Самарскими конструкторами еще 40 лет назад был разработан ракетный двигатель, которому до сих пор нет равных в мире.
Самара всегда оправдывала доверие государства. Уверен, что и сегодня мы справимся и выполним любую государственную задачу, которую вы, Владимир Владимирович, перед нами поставите. Мы будем активно двигаться вперед, опираясь на широкую поддержку населения.