Самарская область вошла в число шести регионов России с самой низкой бюджетной обеспеченностью из-за серьёзного снижения собираемости налога на прибыль. Губернский бюджет недобрал в прошлом году 6,5 миллиарда рублей, что составляет 14% от запланированной суммы. Вчера на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений было принято решение в качестве поддержки распределить между этими регионами 170 миллиардов рублей из федерального бюджета. Дмитрий Яковенко видит корень бед в кризисе автомобильного кластера в губернии.
Дмитрий Яковенко, президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов:
- Темпы роста экономики в Самарской области, если рассматривать не один отдельный год, а протяженность в пять лет, будут выше, чем в целом по стране. Мы имеем ситуацию определённой стагнации или спада, неизбежного и связанного с автомобильным кластером в нашем регионе. С точки зрения налоговых поступлений, примерно 20 % от валового регионального продукта составляют налоговые поступления, доходы от автомобильного кластера. Тот факт, что второй или третий год имеет место стагнация и спад в автобизнесе, сказывается на состоянии экономики
С другой стороны, если взять ту же самую налоговую отчетность за прошлый год, более 300 миллиардов рублей собрано на территории Самарской области, и более половины этой суммы ушло в Российскую Федерацию. То есть, если нам и вернётся 20 миллиардов из федерального бюджета, то это будет всего лишь частичный возврат того, что мы уже отдали в прошлом году. Самарская область, по факту, остаётся донором. Да, может быть, у нас недобралось налогов, но более трёхсот миллиардов налоговых поступлений от области за прошлый год было собрано, и больше половины ушло в Федерацию.
Так что, в целом, я считаю, что ничего страшного нет. А то, что мы получим деньги, то это здорово. Но я подчёркиваю, что мы не становимся регионом, который живёт на федеральные деньги, наоборот, это Федерация в целом живёт, в том числе, и на наши деньги. Я ещё в конце прошлого года говорил, что 2014 год будет для нас тяжёлым. Сейчас сложно предполагать, может быть, мы уже к концу года выйдем из кризиса.