На вчерашнем заседании Самарской губернской думы депутаты рассмотрели сразу 42 вопроса. В том числе увеличили расходную часть бюджета области на 3,2 миллиарда рублей и приняли во втором окончательном чтении закон о внесении изменений в избирательное законодательство, инициированный Избирательной комиссией Самарской области на фоне слухов о вероятности досрочных выборов губернатора.
Вадим Михеев, председатель Избирательной комиссии Самарской области:
- Среди основных изменений следует назвать реализацию в областном законодательстве требований федерального закона, в соответствии с которыми при проведении выборов губернатора Самарской области, депутатов Губернской думы, глав городских округов и муниципальных районов в пакете документов на выдвижение кандидатов представляются также сведения о расходах и зарубежном имуществе. До представления документов на регистрацию при проведении данных выборов кандидаты должны закрыть все зарубежные счета и вклады, прекратить владение и пользование иными иностранными финансовыми инструментами.
Также в соответствии с требованиями федерального законодательства предусматривается процедура представления кандидатом на должность губернатора Самарской области сведений о трех кандидатурах на должность члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, одна из которых в случае избрания данного кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации.
Среди изменений, направленных на совершенствование избирательной системы Самарской области, необходимо отметить те из них, которые касаются методики распределения депутатских мандатов внутри списков кандидатов при проведении выборов депутатов Губернской думы и муниципальных депутатов. Предусмотренная ранее методика, в соответствии с которой определялась доля избирателей, проголосовавших на соответствующей территории за конкретный список, в общем количестве проголосовавших на данной территории, заменена на методику, ориентированную на количественные показатели голосования за партии на каждой территории, что в большей степени будет мотивировать политические партии к работе за явку избирателей. В результате применения данной методики учитывается реальный вклад каждой из территорий в общий результат, полученный партией по результатам голосования.
Кроме того, в принятом законе нашла отражение правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, касающаяся порядка распределения депутатских мандатов внутри списков кандидатов. Если ранее при первичном распределении депутатских мандатов в случае отказа кандидата из общеобластной части списка кандидатов от депутатского мандата политическая партия самостоятельно определяла региональную часть списка кандидатов, в которую этот вакантный мандат будет передан, то теперь депутатский мандат будет передаваться в соответствии с рейтинговой очередностью региональных частей списка кандидатов, определяемой по результатам голосования избирателей.
В избирательное законодательство возвращены институты досрочного голосования и сбора подписей для кандидатов, списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. Оба этих вопроса нашли свое отражение в областном законодательстве.
Законом, принятым депутатами на последнем заседании Губернской думы, предусматривается, что досрочное голосование проводится как на выборах губернатора Самарской области, депутатов Губернской Думы, так и на муниципальных выборах.
Если число досрочно проголосовавших избирателей на каком-либо участке превысит один процент от общего числа избирателей этого участка, то законом предусматривается процедура проведения отдельного подсчета голосов досрочно проголосовавших избирателей.
С учетом последних изменений федерального законодательства областное законодательство предусматривает новые правила, применяемые при проведении выборов депутатов Губернской думы и представительных органов муниципальных образований.
От сбора подписей освобождаются лишь те политические партии, которые по результатам последних выборов заручились достаточной поддержкой избирателей.
На выборах депутатов Губернской думы такими партиями признаются партии, представленные в Государственной думе, Самарской губернской думе или набравшие на последних выборах в данные органы не менее 3 процентов голосов избирателей, партии, допущенные к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном представительном органе муниципального образования Самарской области либо набравшие в общей сложности не менее 0,5 процентов от общей численности избирателей Самарской области при голосовании за списки кандидатов данной политической партии на последних выборах в представительные органы муниципальных образований
Остальные партии должны собирать подписи избирателей. Количество подписей для регистрации кандидата-одномандатника на выборах депутатов Самарской губернской думы (в том числе самовыдвиженца) увеличилось и составляет теперь 3 процента от численности избирателей одномандатного округа, для регистрации списка кандидатов – 0,5 % от общей численности избирателей Самарской области.
На выборах представительного органа муниципального образования, помимо представленных в Госдуме, Губернской думе или набравших на последних выборах в данные органы не менее 3 процентов голосов избирателей, освобождены от сбора подписей партии в том случае, если в представительном органе данного муниципального образования имеется хотя бы один депутат, избранный от этой партии.
На выборах депутатов представительных органов муниципальных образований количество подписей и для кандидатов, и для списков составляет 0,5 %, но не менее 10 подписей.