Исполнительный директор регионального объединения работодателей «Союз работодателей Самарской области» Юрий Паротькин рассказал порталу Засекин.Ру подробности предложения создать в Самаре программу продвижения продукции местных производителей «Покупай самарское» в дополнение федеральным ритейлерам.
- Чем вызвано подобное предложение?
- За последние годы доля товаропроизводителей города Самары и Самарской области в продажах через сети федерального значения вроде «Магнита», «Перекрестка», «Карусели» и так далее стала уменьшаться. Это уменьшение связано и с уменьшением объемов по производству обрабатывающих производств группы «Д», в том числе пищевых производств. В Самарской области с 2007 г. объем производства пищевых продуктов, включая напитки и табака составил в 2011 г. 90,3%, если брать за основу 2007 г. как 100%. Соответственно, уменьшение объемов и уменьшение продаж связаны друг с другом.
Когда мы стали анализировать, оказалось, что огромная доля покупок населением совершается через сети федерального и местного значения. Чтобы в эти сети попасть имеется федеральный закон, который настолько развязал руки сетевым продажам, что через них нам войти туда тяжело. Если мы входим в федеральную сеть, то должны обеспечить все федеральные точки продаж в разных регионах России нашими продуктами. Но объем, к примеру, макаронной фабрики «Верола», не настолько велик, чтобы обеспечить все сетевые продажи. Это дискриминация среднего бизнеса, тем более малого.
Кроме того, в последнее время на самотек пущена поддержка производства обрабатывающими отраслями группы «Д». Социальные продукты, которые они производят, стараются держать на уровне не увеличения цен, потому что население будет роптать. По принципу – вы на хлеб деньги не повышайте, а издержки покрывайте сами. Получается, что мы за счет собственных средств начинаем не увеличивать заработную плату работникам этих производств, уменьшать инновационные проекты с точки зрения модернизации – изнашивается оборудование, а новые технологии мы приобрести не можем. Получается замкнутый круг. Вот почему необходимо иметь городскую целевую программу, как в Самаре, так и в Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани под эгидой «Покупай самарское».
Наши соседи – Татарстан имеют свой канал, который транслируется и у нас по кабельному телевидению, где они назойливо пропагандируют «Покупай татарское». Потихоньку это въедается в мозг и нашим покупателям. Они видят татарское, и сразу думают, что это хороший продукт и покупают его.
Анализ рынка по молочным продуктам, проведенный ОАО «Тольяттимолоко» показывает, что продукция производителей соседних регионов - Татарии, Оренбуржья, Ульяновской области - по качеству явно уступает нашим самарским производителям в той же ценовой нише, у которых транспортные расходы покрываются за счет качества.
Поэтому, программа на городском, а еще лучше, на областном уровне, необходима. Мы должны активно внедряться в систему распределения объема своей продукции, иначе своих производителей в области совсем вытеснят.
- На уровне области, кажется, действует подобный проект – «Эко Фермер»…
- Мы сейчас говорим об обрабатывающих производствах группы «Д». Фермеры относятся к сельскому хозяйству. К группе «Д» относятся молочные, мясные, хлебопекарные и другие предприятия, которые продукцию сельского хозяйства перерабатывают и продают населению в виде продуктов питания. Это позволяет поддержать сырьевую базу чистого производителя сельхозпродукции в области.
- На какие средства планируется создавать сеть магазинов?
- В данном случае программа предусматривает не только создание сети магазинов, торговых точек за счет средств производителей, но и поддержку местных товаропроизводителей региональным и муниципальным бюджетами на основе предоставления льгот по налогу на имущества, налогу на прибыль, земельному налогу. Например, ОАО «Хлебозавод №9» поставил «тонар». Под этим «тонаром» 10 кв м. Пусть завод платит арендную плату за этот кусок земли по минимальной ставке от кадастровой стоимости.
- Ваше предложение обсуждалось на региональном уровне?
- Мы два года подряд к господину Артякову официально обращались со своими предложениями по поддержке и модернизации обрабатывающих производств группы «Д» на основе предоставления вышеуказанных льгот. Ответ был один – нечем компенсировать выпадающие доходы в региональный бюджет. В данном случае наши аргументы: увеличивается конкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг, увеличивается выручка от реализации продукции и услуг, увеличиваются объемы производства и услуг. Именно в этой группе наибольшая занятость людей, увеличивается фонд оплаты труда. А фонд оплаты труда обеспечивает поступление в муниципальные бюджеты дохода в виде НДФЛ, а для Самары в 2011г. доходная часть бюджета составила 46,5% в виде НДФЛ. Это же взаимовыгодно.