Известный своей жёсткостью кризисный менеджер Бу Инге Андерссон начал реформировать ОАО «АвтоВАЗ» не как герой шведской литературы Карлсон, а как знаменитый персонаж русской классики профессор Преображенский. Первым делом Андерссон потребовал привести в приличный вид невыносимые заводские уборные. В равёрнутом  интервью информационному агентству РБК швед сообщил о том, что АвтоВАЗ в 2014 году намерен собрать 150 тысяч автомобилей только для альянса Renault-Nissan, а уже в 2015 году выпустить Lada Vesta.

Бу Андерссон, президент ОАО «АвтоВАЗ»:

- Каким было ваше первое распоряжение?

- Первое, что я сделал, - пошёл на производство. Рано утром я зашёл в несколько уборных и обнаружил, что они очень грязные, а некоторые вообще не работают. Команда хорошо подготовилась к встрече со мной, ведь у нее на это было три месяца, поэтому официальное представление коллективу мне не понадобилось. Я сказал: «Сосредоточьтесь сегодня на одной вещи - на уборных. Сделайте так, чтобы люди могли ими пользоваться».

А вообще на производстве я бываю ежедневно. По два-три часа. Каждое утро в 7 часов я со всеми топ-менеджерами провожу рабочее совещание на конвейере и жёстко контролирую три показателя: объем производства (дневной план и факт), качество и себестоимость.

- У Lada легендарно низкое качество...

- Если вы взглянете на наших покупателей, они выбирают Lada по трём критериям. Им нужна машина по приемлемой цене, с приемлемым качеством и возможностью ее самостоятельно отремонтировать. Насчёт качества я с вами согласен, и мы делаем реальные шаги, для того чтобы его улучшить.

Я работаю над серьёзными нареканиями, которые мы получаем от наших клиентов. Сегодня как раз у нас очередная встреча - отчёт об устранении 14 нареканий. Из них три уже исправлены, над семью работаем, еще четыре ждут своей очереди.

В России все знают Lada, все знают АвтоВАЗ. Да, у многих людей с ними связан отрицательный опыт. В 1970-е я иногда летал «Аэрофлотом», и это тоже был плохой опыт. Но сейчас «Аэрофлот» - одна из лучших авиакомпаний. АвтоВАЗ - это русская икона, символ. И мы хотим сделать то, что сделал «Аэрофлот».

- А что будет с поставщиками?

- На прошлой неделе мы поставили рекорд - производили по 2,2 тысячи автомобилей пять дней подряд, из них 600 - для партнёров по альянсу. Без сильной базы поставщиков мы бы не смогли достичь таких результатов. Действительно, нам нужно от них хорошее качество комплектующих. Мы разработали специальную программу: каждый из наших топ-менеджеров, включая меня, работает с поставщиками. Не только специалисты по закупкам.

Каждый день в 7 часов вечера я сажусь с четырьмя топ-менеджерами и начинаю изучать их отчёты. Честно говоря, я впечатлен, потому что у юристов, финансистов и инженеров свой взгляд на компанию. Это очень интересный и полезный опыт.

- Вы пришли в руководство АвтоВАЗа в непростое для российской экономики время. Как вы сейчас оцениваете состояние российского рынка?

- Да, если взглянуть на рынок, ситуация там действительно трудная. Оптимисты скажут, что рынок в ближайшие год-два останется на нынешнем уровне, пессимисты - что упадет на 20%. Мы прогнозируем снижение на 5-10%. Сейчас для нас важнее всего убедиться, что мы действительно делаем автомобили хорошего качества и что мы конкурентоспособны.

- Как может отразиться на АвтоВАЗе обвал рубля и замедление экономического роста?

- С одной стороны, я не против слабого рубля, поскольку 70% наших затрат оплачиваются рублями. Однако как бизнесмен я обеспокоен, ведь люди опасаются за свое будущее и последнее, что они делают в такой ситуации, - покупают автомобиль. Но все равно наша позиция сильнее, чем у конкурентов: как я уже говорил, основная часть наших затрат оплачивается рублями, и мы это положение используем. Правда, замедление роста экономики не оставляет надежд на «взрывное» развитие. Мы приспособимся, я думаю.

- Ожидаете ли вы поддержки со стороны российского правительства?

- Конечно, я оптимист, но и реалист в то же время. И я понимаю, что наши проблемы никто, кроме нас, решать не будет. На данный момент я не ожидаю от правительства чего-то большего, чем моральной поддержки.

- Один из пунктов вашей программы урезания издержек - сокращение рабочих мест. Сколько человек уже уволено, скольким грозит увольнение в ближайшее время? Какие шаги вы предпримете дальше?

- На АвтоВАЗе я работаю уже 100 дней, предприятие теряло деньги последние два года. Сейчас моя основная задача - забота о тех, кто остался на заводе, поэтому новый персонал мы не набираем. Пришлось снизить на 20% численность руководителей, специалистов и служащих. Часть менеджеров воспользовалась предложением об увольнении по соглашению сторон. Для этого с февраля по апрель были предусмотрены компенсационные выплаты от пяти до трёх средних месячных заработков работника. Работники предпенсионного возраста получили возможность уйти на досрочную пенсию. Снижение численности рабочих осуществили за счёт естественной убыли. Конечно, ситуация с увольнениями неприятная, для кого-то драматичная, но мы делаем всё по правилам. Теперь необходимо обеспечить трудовую стабильность для тех, кто остался работать у нас.

- Помогают ли АвтоВАЗу акционеры - альянс Renault-Nissan - загружать производственные мощности новыми моделями?

- Акционеры имеют право выступить на заседании совета директоров, и наибольшую пользу для нас они приносят именно там. Renault, Nissan и теперь Datsun - наши клиенты и поставщики, но мы не можем путать эти два понятия. У акционеров есть права акционеров, но в производстве они наши клиенты и поставщики.

У нас есть большое преимущество: АвтоВАЗ был построен с расчетом на большой объем производства. У нас есть отличные люди, готовые работать в три смены. В Нижнем Новгороде (на производстве ГАЗ) было сложно найти людей, желающих работать в три смены, потому что они никогда не делали этого раньше.

В этом году мы выпустим 150 тысяч автомобилей для альянса Renault-Nissan - автомобили Renault, Nissan и Datsun. И это нам очень помогает, в частности в модернизации производства - было закуплено много нового оборудования. Именно поэтому мы можем добиться качества мирового уровня.

- Вы были топ-менеджером крупной американской компании (General Motors), сейчас руководите одним из крупнейших предприятий в России. В чем принципиальная разница, что изменилось в вашей работе?

- Я не вижу принципиальных различий. Мне нравится работать в России, потому что здесь хорошие люди. Если человек простой и понятный, работать с ним легко.

На АвтоВАЗе у меня пять главных задач. Первая - заботиться о людях, для меня в первую очередь важны работники. Я даю людям надежду - это второе. Печально, но многие люди в Тольятти настроены достаточно пессимистично, а я оптимист. Третье - я определяю направление. В-четвертых, я распределяю ресурсы - кадровые и финансовые. Хочу заметить, что АвтоВАЗ довольно бюрократичен, поэтому многие приказы я пишу своей рукой в блокноте. Поэтому пятое, что мне необходимо делать, - контролировать выполнение всех задач. И здесь необходим контроль в десятки раз сильнее, чем в США. Неуважительно ставить перед людьми задачи и не контролировать их выполнение.

- Вы живете и работаете в России много лет. Как вы чувствуете себя в стране сейчас, с учётом сложной политической ситуации? Опасаетесь ли вы санкций со стороны Европы и США?

- Во-первых, я бизнесмен. Во-вторых, я ничего не боюсь. В-третьих, я не живу в родной стране уже 22 года. Самое важное для нас здесь, на АвтоВАЗе, сделать предприятие лучше, помочь людям производить качественный продукт. А политика меня не волнует.

- Вы жалеете о фактической потере украинского рынка - второго по объему продаж автомобильного рынка на территории бывшего Советского Союза?

- У нас много проблем, но, думаю, Украина не входит в их число. В прошлом году мы продали 7 тысяч автомобилей на Украине. На предыдущей работе, в ГАЗе, я провел довольного много времени в этой стране. Я бы сказал, что это важный рынок, но не очень крупный. К примеру, Казахстан важнее для нас, поскольку там мы продаем гораздо больше автомобилей.

- Когда мы увидим совершенно обновленную Lada?

- Через 500 дней. В сентябре следующего года мы запускаем Lada Vesta. Это будет отличная машина для российских условий. У нее современный дизайн, она удобна и безопасна. Цена будет в районе 400 тысяч рублей. Главное - чтобы мы не опоздали с запуском ее производства. Именно поэтому, начиная с этого понедельника, я проверяю состояние проекта ежедневно. Опаздывают не поздно, опаздывать начинают всегда рано.

В следующие три года мы анонсируем и запустим в производство ещё пять моделей Lada, которые очень схожи с Vesta. На других производственных базах, но с похожим дизайном.

- Помогают ли инженеры Renault-Nissan в работе над моделями Lada?

- На АвтоВАЗе есть сильная инженерная база. Большая часть работы делается нашими людьми. Мы используем компоненты Renault-Nissan, но работники альянса занимаются своими проектами. Сотрудники Nissan работают над Almera, люди Renault занимаются производством Logan. И в этом, я думаю, есть смысл.

- Каким АвтоВАЗ станет в течение следующих десяти лет?

- Во-первых, мы должны быть хорошим заводом с точки зрения стандартов качества, во-вторых, мы должны иметь объемы. Проще говоря, в прошлом году мы произвели 220 автомобилей на одного сотрудника, в этом году произведем 440. Мы удваиваем производство - это даёт нам большие преимущества и возвращает завод к полным объемам. Во-вторых, мы запускаем четыре новых модели для альянса и, в-третьих, запускаем пять новых моделей для нас самих. В случае успеха в течение пяти лет этот завод может стать производителем 3,5 тысяч автомобилей ежедневно.

- Вы уверены, что сможете продать столько автомобилей?

- Мы никогда не можем быть уверены, но мы планируем построить их. Продажа - уже иной вопрос, а наша задача - построить автомобили совместно с Renault-Nissan и Datsun.

- Верите ли вы в бренд Lada?

- Сегодня в Российской Федерации 15 миллионов владельцев автомобилей Lada. Значит, 15 миллионов человек выбрали этот бренд. Если мы сможем закрепить их выбор в отношении Lada и сказать, что мы улучшили её потенциал, мы их не потеряем.

- Что, по вашему мнению, является главной проблемой российского авторынка?

- Это чрезвычайно конкурентный рынок. Будучи потребителями, мы можем выбирать из 550 автомобилей. Все хотят заработать в России. 80% автомобилей, продаваемых в Российской Федерации, здесь же и производятся. Я люблю конкуренцию и не боюсь её. Возвращение к Lada большого числа людей о многом говорит, и мы хотим продемонстрировать российские автомобили, спроектированные и построенные россиянами для россиян, хорошего качества, доступные и лёгкие в ремонте.

- Как вы считаете, есть ли какая-то конкуренция внутри альянса? Конкурирует ли на российском рынке Lada с другими моделями, произведёнными альянсом?

- И да, и нет, но я не слишком этим обеспокоен. Главная задача для нас - разрабатывать автомобили, подходящие владельцам Lada. В нашем сегменте мы должны оставаться конкурентоспособными, поэтому серьёзной проблемы я не вижу. Конкуренция - это всегда хорошо, и конкурируешь ли ты с людьми внутри семьи или за её пределами, не имеет особого значения.

- Какое главное условие вы поставили акционерам, когда вас пригласили в АвтоВАЗ?

- Я не искал этой работы. Моим единственным условием было выполнение мной, весьма непростым человеком, 100% работы. В день, когда вы захотите сделать 1% моей работы, вы можете забрать себе и остальные 99%.

- Как долго вы планируете здесь работать? На каком этапе сможете сказать: «Для АвтоВАЗа я сделал все»?

- Это масштабная задача, и у нас есть план. Я не могу сделать всё один, поэтому мы развиваем сильную команду. Я бы сказал, что уже через пять лет это будет отличная команда, тогда я смогу двигаться дальше и заняться чем-нибудь еще. ГАЗ не был на 100% завершён, но я горд тем, что создал отличную команду. И, как вы можете видеть, ГАЗ спроектировал и запустил семь новых автомобилей за последние три года. «Газель Next» весьма успешна.

- Пригласили ли вы кого-нибудь со своей предыдущей работы?

- Нет. У меня есть простое правило: люди ГАЗа должны оставаться на ГАЗе. Во-вторых, я иностранец, но вместо того чтобы нанимать больше людей, я отправил половину иностранцев домой - они слишком дороги. К тому же они позволяют расслабиться российским менеджерам, потому что последние сидят и ждут, когда за них всё сделают иностранцы. Когда я управлял ГАЗом, у нас было лишь три иностранца, остальные - россияне.

- Были ли у вас проблемы в общении с ними?

- Русский я учил в школе в 70-х, поэтому я его понимаю. Могу читать и писать. Но здесь у меня столько проблем, требующих решения, что практиковать мой русский не было основным приоритетом, хотя, когда ты понимаешь язык, это помогает.