Депутатский запрос в Генеральную прокуратуру подготовили два члена фракции «Единая Россия» Евгений Фёдоров и Антон Романов, члены фракции КПРФ Иван Никитчук и Олег Денисенко, а также «жириновец» Михаил Дегтярев. 

В своём обращении депутаты подчеркивают, что, несмотря на референдум, где 77, 85% граждан высказались за сохранение СССР, «высшие советские руководители совершили незаконные действия, которые повлекли развал страны». Дегтярёв со товарищи указывают, что 4 ноября 1991 года управление по надзору за исполнением законов о госбезопасности генпрокуратуры СССР возбудило дело в отношении президента Михаила Горбачева, «однако на следующий день, находясь под давлением последнего советского руководителя», генпрокуратура отменила постановление о возбуждении уголовного дела.

По мнению одного из подписантов, единоросса Евгения Фёдорова, «тема развала СССР являлась актуальной на протяжении всех последних 23 лет. Но сейчас, на фоне украинских событий, поднять ее просто необходимо», - считает он. Фёдоров уверен, что «полный и достоверный юридический анализ событий 1991 года»даст власти понимание «нынешней позиции «пятой колонны» и ее технологий», а также «правильную историко-политическую картину».

Последнего президента СССР Михаила Горбачева парламентарии обвиняют в создании Госсовета, не предусмотренного Конституцией Советского Союза, и, с их точки зрения, нелегитимного. Именно Госсовет СССР признал независимость трех прибалтийских республик, хотя, по мнению депутатов, таких полномочий не имел. «Парламентарии» настаивают, что «такого рода преступления не имеют срока давности», а сам Горбачев «не обладает на сегодняшний день никаким иммунитетом против уголовного преследования».

А Михаил Дегтярёв и вовсе заявил, что в нынешних событиях на Украине виноват ни кто иной, как сам Горбачев. «Люди в Киеве гибнут, и будут гибнуть дальше по вине тех, кто много лет назад в Кремле принял решение развалить страну», - уверен видный «сокол» Жириновского.

Сам Михаил Горбачёв в беседе с «РБК» лаконично прокомментировал депутатскую инициативу, заметив, что, видимо, «заняться в стране вообще нечем».