Особняку Фирса Наймушина, построенному в 1900 году по проекту Филарета Засухина, грозит окончательное уничтожение. После попыток его нынешнего собственника ООО «Евро-Железобетон» снести уникальное здание, региональный минкульт отказался выдать компании разрешение на демонтаж аварийных конструкций. Собственник, в свою очередь, полностью остановил работы на объекте культурного наследия. Сергей Малахов в беседе с «Засекиным» высказал мнение, что министерство культуры должно предложить собственнику особняка паритетный обмен. В самом же здании после реставрации можно было бы разместить культурный центр.
Сергей Малахов, архитектор, профессор СГАСУ:
- Если члены Общественной комиссии при Губернской думе выступают с предложениями сохранить памятник, то лучше им обратится хотя бы в недавно созданное общественное объединение «Город для людей». Туда входят инициативные группы «Архнадзор», «Фабрика кухня» и другие. Там состоят люди, которые подобные ситуации уже исследовали и проходили. И тогда можно попробовать разработать некий реальный сценарий, чтобы и собственник не остался внакладе, и памятник не пропал, а послужил людям. Нужны дальнейшие перспективы развития этого здания. Например, возможно разместить там после реконструкции культурный центр, детскую студию, арт-центр, музей. Если область действительно хочет, чтобы памятник функционировал как культурный объект, то она с такой программой могла бы согласиться и предложить собственнику паритетный обмен.
Снос здания – это ужасно, но у нас весь город сносится. Собственника особняка Наймушина зацепили просто случайно. В противном случае он бы снёс здание, и никто бы этого не заметил. А потом построил бы новодел, дав клятвенное обещание, что будет точно такой же дом. Правда, над ним ещё пять этажей, но это уже другой вопрос. Любое обременение по памятникам, с точки зрения программы использования, сейчас не разработано. И получается, что люди, связанные с проблемой реставрации памятников, оказывается в двусмысленной ситуации. Реставрировать памятник на научной основе - это огромные деньги. Собственникам легче снести и оставить только фрагменты. У нас не отработаны технологические решения, застройщики не взаимодействуют со специалистами, им жалко денег на проектирование, исследование, экспертизу. И в результате у города нет ни памятника, ни функционирующего культурного объекта.