Правозащитный проект «Первый отдел» опубликовал письмо самарчанки Полины Евтушенко, которую обвиняют в «приготовлении к госизмене».

Своё 25-летие Полина встретила 12 августа в 15-й колонии Самарской области. Девушка находится в одиночной камере. Её арестовали за месяц до дня рождения и поместили в ПФРСИ (помещение, функционирующие в режиме следственного изолятора). Там она ожидает приговора за размещение нескольких постов в своих соцсетях.

По информации УФСБ, Евтушенко склоняла жителей региона к государственной измене и ко «вступлению в террористическую организацию — структурное подразделение ВСУ», призывала к участию в боевых действиях против Вооруженных сил РФ на территории Украины.

Гражданка вела агитационную работу, направленную на вовлечение новых сторонников в эту организацию. Она создавала и размещала пропагандистские материалы, которые создавали положительный образ военизированного объединения, а также инструкции по сдаче в плен, — утверждается в сообщении УФСБ России по Самарской области.

В отношении Евтушенко возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 30 и ст. 275 УК РФ (приготовление к государственной измене).

УФСБ проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление возможных связей подозреваемой с украинской стороной.

В июле против Евтушенко завели ещё одно уголовное дело - по статье о «призывах к терроризму» (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ) из-за публикаций, в которых она якобы «склоняла вступить в легион «Свобода России» знакомого, сообщает ASTRA.

В пресс-релизе Самарского районного суда указано, что она «склоняла жителя Самары к совершению государственной измены в форме перехода на сторону противника, а именно к вступлению в вооруженное формирование «Легион свобода России» для участия в боевых действиях против Вооруженных Сил РФ на территории Украины».

Ощущала я первое время скуку, да и сейчас тоже, и шок от задержания. Меня кидали, словно я не человек, а мешок с мусором. Я вспоминала это и плакала. Самое страшное было именно задержание. Оно слишком грубое, хотя меня ещё мягко взяли. Могли хуже. Думать я долго не могла. Это очень странное ощущение, когда мыслей нет совсем и ты пытаешься о чём-то подумать, вспомнить хоть что-нибудь, но не можешь, — рассказывает Полина в письме, опубликованном «Первым отделом».

Арестованная находится в двухместной маленькой камере площадью 10 кв. м одна. Там две кровати, холодильник, стол, лавочка, телевизор, небольшая полка-шкаф, раковина, туалет и камеры наблюдения.

Сушить одежду негде. Я вешала постиранную одежду на кровать, но она вся покрылась ржавчиной. Батареи тут нет. Окно в камере не закрывается из-за решётки, а ночью комары и холодно. Средства от насекомых тут запрещены. Ночью сон только с включённым светом. Когда ночник работать перестал (в нём перегорела лапочка), то мне оставляли включённые дневной очень яркий свет, хотя и ночной свет тоже достаточно яркий, но не настолько,  описывает свой быт в тюремной камере Полина.

Евтушенко ранее работала ИП, продавала женскую одежду для спорта. Полина любит рисовать акрилом, обожает спорт - бег, бокс, фитнес, йогу, гимнастику, плавание, лыжи и сноуборд. Девушка прыгала с парашютом и планировала в этом году прыгнуть снова. Также она немного играет на гитаре, барабанах, флейте, фортепьяно, укулеле, очень любит петь в караоке.

В СИЗО она рисует карандашами. Их можно иметь не более шести штук.

Пою шёпотом то, что помню наизусть, читаю свои стихи по памяти. Я и тут писала стихи, но один из них был на украинском языке, и у меня их забрали, так как писать можно только на русском. Даже на английском нельзя, пишет Полина.

Несмотря на то, что в помещении мало места, девушка старается приседать и отжиматься. Дочери Полины пять лет, она находится у бабушки. Матери арестованной запрещают звонить звонить ей и видеться с ней.

Дочь не знает, почему я пропала. С 12.07 она меня не видела и не слышала. Я отвела её в садик и пропала. Она в пустоту зовёт меня: «Мама!». Мне об этом написала моя мама. Так обидно за дочь. В июне уехал папа, в июле пропала мама. Я не представляю, что она чувствует, хоть моя мама и говорит ей, что я её люблю и обязательно вернусь, рассказала Полина.

Книги и письма - единственный способ коммуникации Полины с внешним миром. Ей запрещают видеться и созваниваться с родными. На прогулках в бетонной камере без потолка ей запрещено разговаривать с женщинами, которых выводят гулять в соседний двор.

Приходит девушка с сумкой книг, но на выбор дают три-четыре книги. Все посмотреть нельзя. Мне давали очень старые издания. У некоторых не хватает страниц, они вырваны. Авторы: Малышкин — «Севастополь», «Вокзалы», «Падаение Даира»; Теодор Драйзер — «Сестра Керри» и рассказы; В. Пикуль «Слово и дело» (два тома); ещё А. Дюма — мне дали только 11-й том, поэтому я иногда не понимаю, о чём идёт речь, но всё равно интересно читать, — пишет Полина.

В письме девушка предупреждает, что не всегда стоит доверять людям и нужно помнить фразу Сергея Довлатова «Кто-то же написал 4 млн доносов». Она призывает ценить свою свободу и близких.

Написать Полине письмо можно по адресу: 443047, Самарская область, г. Самара, ул. Утевская д. 18А, ИК-15, ПФРСИ, Евтушенко Полине Сергеевне, 1998 г.р. (в колонии работает сервис для отправки писем онлайн Zonatelecom).

Также её можно подписать на журналы или газеты через сайт «Почты России». Необходимо указать полные ФИО, год рождения получателя, способ доставки «До востребования» и написать название газеты и срок подписки на почту newspaper@dept.one.