В Шенталинском районе прокуратура потребовала от главы сельского поселения Салейкино Александра Федотова привести в надлежащее состояние языческое кладбище.

Объект культурного наследия регионального значения «Языческое чувашское кладбище (комплекс)» XVIII - ХХ вв. расположен в 1400 м на северо-запад от деревни Старое Афонькино.

На официальном сайте администрации сельского поселения расположена информация об объекте культурного наследия. На входной калитке вывешена табличка, что данное кладбище является объектом культурного наследия.

Языческое чувашское кладбище представляет собой место захоронения некрещеных чувашей. К сожалению, архивные чертежи и фотографии по объекту не сохранились. Кладбище действует и сейчас. Сохранившаяся в деревне традиционная языческая культура чувашей представляет большой интерес для научных кругов. По её материалам написаны труды, созданы три этнографических фильма.

Надгробные, намогильные камни на кладбище являются ценными памятниками духовной и материальной культуры по истории этносов и стран. Способы захоронения могут дать четкую идентификацию этноса в различные периоды истории.

Чувашские надгробные памятники представляли собой деревянный столб или позже каменную плиту.

На кладбище сохранились небольшие надгробные камни, которые имеют грубую внешнюю отделку и короткие надписи. Они сделаны не рельефными, а врезанными в камень буквами. На некоторых каменных надгробиях на лицевой стороне есть традиционные выемки и тамгу (родовой знак) погребенного. 

Объект культурного наследия является подлинным источником информации о культово-религиозных, погребальных обрядах XVIII - ХХ вв. деревни Старое Афонькино. 

Он также является носителем информации о культово-религиозных сооружениях, а также о региональной истории. Собственником объекта является администрация сельского поселения Салейкино.

Прокуратура Шенталинского района при  проверке выявила нарушения законодательства об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Выяснилось, что администрация поселения допустила неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия. На его территории находится мусор, в том числе, пластиковые пакеты и бутылки. Кроме того, уборка сухой растительности и покос травы не проводились, что может привести к пожару.  В непосредственной близости с объектом культурного наследия расположилась несанкционированная свалка.

В целях принятия ответственными должностными лицами мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, соблюдения прав неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, а также защиты и сохранения источников информации о зарождении и развитии культуры прокуратурой района внесено представление в адрес главы сельского поселения с требованием устранить выявленные нарушения, - сообщает прокуратура.

Акт прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

Историческая справка

Деревня Старое Афонькино (Ухинккель) расположена на берегу реки Большой Черемшан в Шенталинском районе Самарской области. Она основана в 1750 г. служилыми и ясачными чувашами – выходцами из Симбирского уезда (деревни Новая Чекурская, Старые Алгаши, Ишли, Вырастайкино и др.), Казанского уезда (Калмыково) и Цивилского уезда. Афонькино получило название от первого переселенца Ухуньки. Ухунька будучи крепостным крестьянином хана Надыра был зачинщиком побега, и село в его честь назвали на русский лад Афонькино.

В 18 веке деревня была в составе Бугульминского уезда Оренбургской губернии, затем передана в Самарскую губернию. Жители в 18 - 19 вв. - государственные крестьяне, занимались земледелием, животноводством.

Основная часть населения деревни Старое Афонькино официально придерживалась традиционных верований: в конце 18 века – 200 чел. (52% жителей), а в середине 19 века – 341 (100%), в начале 20 века – 210 (45%), в начале 21 века – около 2/3 населения.

В 1870-х годах часть чувашей (род Ишмакаевых) под влиянием татар приняла ислам, в начале 20 века официально перешли в ислам 75 чел., но их потомки вернулись в язычество или обратились в православие. В 1891 году в деревне открыта церковноприходская школа.