Самарский областной суд вчера,13 апреля, оставил в силе постановление Советского райсуда Самары в отношении активиста Андрея Жвакина по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение порядка организации публичного мероприятия) за проведенный и согласованный с городскими властями пикет. Решение принял судья Дмитрий Горьков.

Жвакина, который выступил организатором акции против политических репрессий и тоталитаризма, 30 октября прошлого года задержала полиция.

Акция проводилась в формате одиночного пикета с использованием агитационного куба в сквере имени Маяковского и была согласована с городской администрацией. В уведомлении целью мероприятия было указано «почтить память жертв политических репрессий, заявить о категорическом непринятии политических репрессий и осудить репрессивные практики тоталитарных режимов».

Плакаты с надписями о пытках и репрессиях успели провисеть около получаса, после чего и плакаты и пикетчика забрали полицейские.

Активисту вменили изменение без согласования с органами исполнительной власти целей публичного мероприятия, а именно оценку политики действующей власти, являющейся, по мнению Жвакина, репрессивной по отношению к оппозиции. 

Суд 31 января определил наказание активисту в виде 25 часов обязательных работ.

В деле имелось некое заключение эксперта, в котором говорится о том, что в тексте баннеров есть негативная оценка власти. Заключение было оформлено с нарушениями. Суд апелляционной инстанции исключил его из числа доказательств. Но постановление о 25 часах обязательных работ оставлено без изменения.

Обжалуемое Жвакиным постановление было вынесено на основании исследования от 14.11.2022, которое было выполнено специалистом ГУ МВД России по Самарской области Мирошниченко М.Р.

Назначившим исследование подполковником полиции Пантелеевым А.Н. был поставлен перед исследователем вопрос: «Содержатся ли в предложенном на исследовании тексте высказывания, в которых содержится негативная оценка органов, осуществляющих государственную власть?». При этом Жвакин привлекался к административной ответственности не по ст. 20.1 ч.3, предусматривающей ответственность за «неуважение к органам власти», а по ст. 20.2 ч.3 КоАП РФ.

По мнению активиста, исследование было проведено с нарушением процессуальных прав, так как он не был уведомлен о его назначении, а цель, поставленная перед исследователем, заведомо не соответствовала основанию для привлечения к административной ответственности по ст. 20.2 ч.1 КоАП РФ.

Сама исследователь Мирошниченко в ходе судебного заседания заявила, что «осуждать кого-либо, разбираться в специфике режима, разбираться в том, что такое "режим" вообще - это всё не компетенция лингвиста» и что «соответствует ли текст цели "осудить какие-либо действия" - она ответить не может, так как это не входит в её компетенцию».

Жвакин считает, что исследование не может служить основанием для признания его вины, так как цель исследования была неверно задана, а исследователь некомпетентна в данном вопросе и не имеет специализации, позволяющей проводить ей исследования по теме данного правонарушения, что было заявлено ею самой в ходе судебного заседания и зафиксировано в постановлении суда.

Жвакин просил отменить полностью постановление судьи Советского районного суда Светланы Никитиной, прекратить в отношении него производство по делу об административном правонарушении и вернуть изъятые у него баннеры.

Однако суд оставил в силе постановление Советского районного суда Самары.

Активист заявил, что будет обжаловать это решение в кассационной инстанции.

В апелляционном суде Андрея Жвакина защищал самарский адвокат Алексей Лапузин. На платформе «Заодно» активист открыл сбор на оплату работы адвокатов.