Архитектор, доцент высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, экс-советник  губернатора Самарской области Виталий Стадников дал оценку новости о получении положительного заключения историко-культурной экспертизы проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия исторического поселения Самары. О том, что проект одобрили эксперты, стало известно в конце декабря, накануне Нового года.

Для Самары это важный документ, который должен защитить историческую часть города от сноса.

Заказчик проекта объединённой зоны охраны - Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, разработчик – ГАУ «Институт Генплана Москвы». Реализация проекта должна стать одним из главных этапов развития исторического поселения.

В передаче «Гость в студии. О настоящем и будущем архитектурной Самары» КП - Самара Виталий Стадников прокомментировал новость о проекте:

Это не значит, что это утверждено. Это значит, что документ прошёл необходимую процедуру экспертизы, и дальше Управление охраны должно подготовить проект постановления правительства Самарской области, который должен быть согласован в минкультуры РФ. Дальше правительство должно постановление провести и согласовать. У нас на данном этапе, например, есть постановление о расширении предмета охраны Исторического поселения, которое прошло все процедуры и с августа на столе у председателя правительства Виктора Кудряшова никуда не двигается.Там просто нужно провести совещание и утвердить. Все утверждения всеми ведомствами пройдены. А здесь нужно еще пройти минкульт, и опять это попадёт на тот же самый стол, поэтому у меня есть справедливые сомнения в том, что это может произойти быстро. Причём на предмет постановления по ценным градоформирующим объектам, по расширению предмета охраны есть даже предписание прокуратуры.Тем не менее документ не двигается.

Архитектор сообщил, что после присвоения городу статуса исторического поселения выдано два разрешения на строительство в его границах - на ул.Маяковского и на ул.Пионерской на участке, где ранее был найден археологический слой.

Влияние заградительных мер всё-таки есть, но лучше, если будут и разрешительные меры, когда примут необходимые регламенты, считает эксперт. Параллельно развивается тема с комплексным развитием территорий, что является по сути заменой всего законодательства, которое до этого развивалось со слушаниями и с участием граждан.

Пока бумажки у кого-то на столе пылятся, порядка 20 ценных исторических зданий уничтожено, а может быть сейчас уже и больше. Вот это, действительно, серьёзная проблема. У нас в 2019 году наполовину принято Историческое поселение без разрешительных регламентов, можно сказать декларативно. А в это время, например, лишь в 2020 году начали разрабатывать историческое поселение и объединённую зону для Оренбурга, где уже всё принято. Вот когда есть желание, то действительно установлены новые правила, всё  быстро работает, появляется инвестиционный интерес внутри. А у нас эта тягомотина была и сейчас продолжается, - рассказал Виталий Стадников.

Архитектор считает, что вопрос плохого состояния объектов - это вопрос плохого администрирования и неверного целеполагания.

Если мы «сохраняем историческую среду», почему мы не сохраняем историческую среду, которую представляют средовые исторические объекты. Вопрос по памятникам - это вопрос в большей степени не бюджетирования, а вопрос развития различных механизмов стимулирования людей, то есть понижения налогов и т.д. То есть этих моментов, а не того, что нужно найти в бюджете кучу денег на то, чтобы всё отреставрировать за безумные миллиарды. Вообще не так. Так не происходит ни во Франции, ни в Англии, ни в Германии. Везде упор на стимулирование вкладывания людьми своих сил и средств в памятники. То же самое касается и исторических ценных объектов. В отличие от памятников они не требуют реставрации. Они требуют ремонта, ухода и они позволяют реконструкцию, изменение параметров (достройка, пристройка). Это, действительно, выгодные условия.

По мнению Виталия Стадникова, здесь вопрос лишь в перестройке практики девелопмента, которая в Самаре сложилась с нулевых годов, когда администрация не принимает фактически участия в разработке законодательной базы, а привыкла всё скидывать на застройщиков. 

А ему легче поджечь, расселить, переселить, выжить, снести и построить три больших двадцатиэтажных дома, чем вписываться мелкими объектами. Таким типом девелопмента работать в исторической среде уже нельзя. И ситуация это уже доказывает. Дома падают, а возникло за всё это время два дома в Историческом поселении. Примите вы регламенты, и пускай более мелкий бизнес работает с этими объектами. Сейчас как слон в посудной лавке прыгали застройщики. Они так и думают, что будут прыгать. А у них и денег меньше, и поддержки меньше. И у людей денег уже не остаётся. Поэтому в принципе это бессмысленная история с поддержкой крупного девелопмента в границах Исторического поселения.