Депутаты Губернской думы Михаил Матвеев и Николай Ренц предложили внести поправки в региональный закон «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку», отменяющие эвакуацию автомобилей на штрафстоянки без экстренных причин. Более того, Матвеев видит в нынешней системе эвакуации очевидную коррупционную составляющую.
Эту новость для «Засекина» прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- Я сейчас сижу в машине возле штрафстоянки на Волжском проспекте. Не знаю, совпадение это или не совпадение. Только вчера я выступил с этой инициативой, а сегодня автомобиль моей жены эвакуировали. За то, что он был припаркован меньше, чем за пятнадцать метров, от светофора...
- Вы считаете, вам мстит «мафия эвакуаторов»?
- Я тоже повеселился от такого совпадения. Как бы там ни было, этот случай позволил мне на практике дополнить аргументами своё вчерашнее выступление в Губернской думе, основанное, главным образом, на жалобах, которые поступали ко мне со стороны незнакомых мне людей.
Я привёз сюда жену сегодня примерно в 14:00. Сейчас 17:15. Она до сих пор не вышла. Значит, что мы наблюдаем? Я сфотографировал все стенды, которые тут находятся. Мы видим следующее: это хорошо налаженный частный бизнес некоего ООО «Муниципальная служба эвакуации». И пусть вас не смущает слово «муниципальная», ибо это ООО. Такая образовалась хорошо налаженная коммерческая группа по предварительному сговору, в которую входят сотрудники ГИБДД, сотрудники частного предприятия и, соответственно, власть, принявшая закон об эвакуации.
Нарушитель наказывается трижды. С него взимается штраф об административном нарушении. С него берётся дополнительно сумма за эвакуацию. Плюс за нахождение автомобиля на штрафстоянке взимаются ещё деньги почасно. Моя супруга находится здесь уже три часа, пытаясь пройти длинную очередь. А здесь всё делается неспешно, появляются какие-то личности, которые проходят без очереди - именно потому, что за каждый час нахождения здесь машины взимается дополнительная плата. Более того, нарушитель наказывается и морально, поскольку теряет здесь полдня, а то и весь день. А сейчас погода, как вы понимаете, далеко не летняя.
Пока я стоял здесь, я зафиксировал массу замечательных вещей. Например, стая эвакуаторов, которая выезжает со штрафстоянки, замечательно пересекает двойную сплошную линию Волжского проспекта и уходит в сторону пивзавода. Такое вот сомнительное отношение к правилам дорожного движения. Эта картина, я считаю, обнаруживает моральный облик людей, которые занимаются этим шакальим бизнесом. Есть и другой образ - гаишник, который ездит на автомобиле с номером 666. Если вспомнить ещё, что нынешняя штрафстоянка находится на месте снесённой вахты куйбышевской пересыльной тюрьмы, где сидел Александр Исаевич Солженицын, то получается, как сказал бы Сергей Лейбград, сюрреализм. То есть такой вот своеобразный постмодернизм.
Предположим, что этот бизнес имеет право на существование. Потому что надо же как-то наказывать людей, если они нарушают правила. И если людей так хорошо, жестоко не наказать, то они обязательно будут продолжать нарушать. Вот альтернатива, которую предлагаю я. Надо, как во всех странах Европы, разложить под дворники штрафы и удовлетвориться тем, что люди вынуждены будут вынуть из кармана несколько тысяч - в следующий раз будут думать. Эвакуатор - мы сейчас засекли - возвращается с добычей примерно через час. При том даже, что охотится тут неподалёку, как правило. То есть для того, чтобы наказать одного нарушителя у них уходит час. За этот час можно разложить под дворники, я думаю, ста автомобилей квитанции. Соответственно, производительность труда, эффективность этой работы будет в сто раз больше.
В Москве уже давно существует практика видеофиксации. Вот у нас стационарные камеры стоят на улицах, где они фиксируют автомобили, проезжающие с превышением скорости, и потом робот распечатывает квитанции и рассылает их нарушителям вне зависимости от того, кто этот человек. Между прочим, у меня есть один знакомый гаишник, который попросил меня подарить ему на день рождения радар, потому что он замучался платить штрафы...
Итак, о Москве. Там действует такая схема: вдоль дороги, у которой нельзя припарковываться, едет автомобиль с видеокамерой, котоая фиксирует номера автомобилей нарушителей. Потом автоматически владельцам высылаются штрафы.
То есть мало того, что нынешняя система довольно существенно нарушает права людей, лишая человека частной собственности, пусть даже на время, дважды наказывая его рублём и плюс наказывая морально, она при этом неэффективна просто с точки зрения производительности труда.
Опыт показывает, что сотруников эвакуационной службы абсолютно не интересуют автомобили, которые они не могут забрать. Они не забирают автомобиль, если в нём сидит человек. К такому нарушителю они даже не подойдут. Они будут эвакуировать соседний автомобиль, потому что на нём они смогут заработать. Очевидно, у них есть прямой умысел на зарабатывание таким образом денег.
Здесь есть ещё один аспект. Об этом вчера на заседании Думы хорошо сказал главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Чабан. Он сказал, что, вообще-то, постановление Российской Федерации, когда определяло возможность эвакуации, предусматривало, что прежде, чем реализовывать этот закон, необходимо обеспечить места для парковок в районах. Если автовладельцам просто негде парковаться, то они всё равно будут нарушать. В Самаре парковок практически нет. Зато есть огромное количество так называемых газонов вдоль дорог, хотя на них, на этих газонах, с 1973 года ничего, кроме окурков и грязи, не растёт. Но это уже вопрос благоустройства города.
То есть для работы закона об эвакуации сейчас просто нет материальных оснований. Просто некуда людям машины ставить. Поэтому эвакуация у нас - это только бизнес.
С моей точки зрения, эвакуировать автомобиль нужно только в том случае, если он реально создаёт опасную ситуацию. Например, если он препятствует въезду-выезду во двор, создаёт угрозу ДТП, препятствует движению спецмашин. Во всех остальных случаях, когда водитель нарушет правила парковки, ему нужно выписывать штраф.
Рассуждения на тему того, что люди не будут платить - это глупость. За час, который требуется на эвакуацию одного автомобиля, можно выписать штрафы сотне нарушителей. Даже если только половина из получивших квитанции оплатит их, хотя я в этом сильно сомневаюсь, потому что у нас сейчас есть различные способы воздействия на неплательщиков, поступления в бюджет будут на порядок больше, чем при существующей системе.
Мы обязательно проанализируем законодательство в части эвакуации автомобилей. Правда, мне сказали, что для того, чтобы отменить массовую эвакуацию, нужно внести поправки в Кодекс об административных нарушениях РФ. Но если это необходимо, значит, будем это делать.