Вечером 3 декабря, как уже заведено, по пятницам министерство юстиции РФ дополнило список средств массовой информации, выполняющих роль иностранных агентов. Также иноагентом окрестили еще одну общественную организацию. 

В список физлиц, «выполняющий функции иностранного агента» вошли Алина Григорьева, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] Андрей Григорьев, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] Регина Гималова [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]и Регина Хасанова. Все они сотрудничали с изданием «Idel.Реалии», [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] которое также признано иностранным агентом. Таким образом в реестре СМИ-иноагентов теперь 103 пункта.

Обязанность добавлять в СМИ к своему названию длинное пояснение как бы об источнике финансирования (пока не ясно, имело ли оно место в действительности, так как никаких доказательств наличия иностранного финансирования Минюст традиционно никому не предъявляет) наложили на Ассоциацию по содействию защите прав призывников, альтернативно служащих и военнослужащих «Правозащитная группа „Гражданин. Армия. Право“».

Напомним, понятие «иностранные агенты» начало входить в обиход  еще в 2012 году. Но реальной проблемой это стало спустя семь лет, когда сенаторы Совета Федерации предложили вносить в список в том числе и физических лиц, которые оставляют посты в публичном доступе и при этом получают (как оказалось, не обязательно даже доказанные) деньги из-за границы.

Президент РФ Владимир Путин в диалоге с лауреатом Нобелевской премии Мира, главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]пояснил, что статус иноагента «не запрещает дальше проводить эту деятельность — просто эти деньги, которые получаются из-за кордона, из-за бугра, должны быть окрашены».

Следует отметить, что некоторые из получивших статус СМИ-иностранного агента физических лиц, обратились в Минюст с просьбой предоставить информацию о наличии у них иностранного финансирования. Ведомство, ведущее реестр, ответило им обтекаемо. Смысл ответов сводился к тому, что никаких сведений об основаниях для включения в реестр они предоставлять не намерены. Включили и включили.