В среду, 24 марта, суд Самарской области рассмотрел жалобу бывшего участника летного отряда завода «Прогресс» Олега Сухинина. Ранее его и еще более сотни человек ФСБ заподозрила в мошенничестве при получении пенсий.

Напомним, судили людей из летных отрядов завода «Прогресс» и «Авиакор». Они получали надбавки от государства за участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В их числе, например, был председатель организации «Память Чернобыля» Анатолий Шульпин.

- По версии следствия, Шульпин знал, что для получения надбавки к пенсии он должен был находиться в зоне отчуждения — то есть 30-километровой зоне вокруг ЧАЭС, загрязненной радиоактивными веществами. Но он там не был. Хотя в 1997 году получил справку «Авиакора», согласно содержанию которой принимал участие в полетах по ликвидации аварии в 1986 году, — заявлял гособвинитель.

Сам Шульпин утверждал, что летчиков признавали ликвидаторами аварии на основании писем заводов. Письма заводы отправляли в Минтруд, а потом работникам назначали повышенные выплаты. А в итоге с Шульпина потребовали вернуть полученные за все годы 23 млн рублей.

Некоторые обвиняемые и свидетели говорили, что сотрудники заводов после аварии приземлялись в Припяти и забирали на борт женщин и детей. Документы о полетах уничтожали, ведь они нарушали летное задание.

Суд Промышленного района оправдал Шульпина. Мужчина смог предоставить справку из Украины, которая подтверждала его статус ликвидатора. Но в декабре 2020 года суд Самарской области приговор отменил направил дело на новое рассмотрение.

Олега Сухинина же признали виновным еще в суде Промышленного района.

- Я на «Прогрессе» работал с 1983 года по 1989 год авиатехником. Мы летали по всей стране. Например, доставляли грузы на Байконур. Что там было — не знаю. Все было очень секретно. С нами в салоне самолета находились только опечатанные ящики и человек с пистолетом, — вспоминает Сухинин.

Сухинин утверждает, что он не помнит, в какие точки в район ЧАЭС летал. Но через какое-то время после этой аварии завод сам сделал Сухинину справки о том, что он является ликвидатором. Мужчина получал повышенную пенсию, а рано утром 2017 года к нему в дверь постучали силовики. Так Сухинин узнал, что стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве.

- Мне показали справки, на основании которых мне начисляли пенсию. Но я их не делал, — утверждает Сухинин.

В итоге бывшие заводчане объединились и стали требовать, чтоб уголовное дело возбудили в отношении начальника летного отряда по фамилии Шахаров. Летчики и техники считают, что он мог по своему желанию сделать всем справки — и тем, кто летал на ЧАЭС, и тем, кто не летал. А куда потом девали госденьги — поди разбери. В возбуждении уголовного дела чернобыльцам отказали. Они отказ обжаловали в суде. Но 24 марта суд Самарской области оставил решение в силе.

По словам адвоката Сухинина Татьяны Тягаевой, решение, вероятно, будут обжаловать в кассационный суд. Также чернобыльцы пожаловались президенту РФ и в Следственный комитет России.