Предложение депутата Госдумы Валентины Терешковой снять ограничение по количеству сроков для президента России Владимир Путин воспринял подчёркнуто неоднозначно. Он заявил, что он против продления срока на основании принятия поправок в Конституцию, так как, по его словам, это вариант безальтернативных выборов, а любые выборы должны быть открытыми и конкурентными. При этом он скромно промолчал на тему того, почему при открытых и конкурентных выборах он находится у власти столь долгое время.

Вместе с тем, президент отметил, что поддержит обнуление сроков в том случае, если с этой поправкой согласится Конституционный суд РФ. Также он подчеркнул, что речь идет о снятии ограничений не только для него, но и для любого человека. Правда, сути это не меняет.
О сложившейся ситуации «Засекин» побеседовал с доктором философских наук, профессором кафедры социологии и культурологии Самарского университета Евгением Молевичем.

– Речь сегодня о чем идет – что волнует Путина и что волнует общество. Сохранится ли Путин до 2024 года — это вопрос позиции в обществе, а у Путина вопрос – как сохраниться в руководящем статусе, если существует формальное ограничение по срокам. Тут было несколько вариантов. Один из них, который еще в прошлом году активно обсуждался – это объединение России и Белоруссии. Но позиция Лукашенко была отрицательной, и объединение не состоялось. Вариант, при котором Путин встал бы во главе совершенно нового государства совершенно легально, отпал. Стал разрабатываться другой вариант, который был и раньше, но не пользовался особо поддержкой, так называемый «вариант Назарбаева». Уйти в отставку, но занять такой пост в государстве, который позволяет по-прежнему руководить этим государством – и президентом, и правительством, и так далее. Такой вариант – стать председателем Госсовета. Но не исключено, что и здесь возникли какие-то проблемы, и поэтому появился интерес, который Путин по сию пору категорически отрицал — это продление реальных сроков президентства. Конституционный суд решит то, что нужно президенту, это понятно, но он как бы «вынужденно подчинится». Это один из вариантов сохранить все то, что ты имеешь, ничего не нарушая. – объясняет г-н Молевич.

Также эксперт напомнил об интересном факте, хорошо иллюстрирующем возможности манипуляции положениями основного закона государства.

– В ныне действующей Конституции есть совершенно идиотское положение о том, что муниципальные органы власти находятся вне государственной власти. Такого быть не может, но по Конституции есть, то есть формально они никак не подчинены власти. Когда Путин начал устанавливать свою вертикаль власти, естественно, потребовалось включение в нее местных органов власти, был сделан очень хороший ход. Он ничего не нарушал конституционно, никакие муниципальные власти не вошли в вертикаль власти, в вертикаль вошли руководители муниципалитетов, мэры. Вот их непосредственно подчинили губернаторам. Все как надо президенту и вместе с тем без единого нарушения Конституции.