Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении поправки к статье 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В статье запрещается демонстрация нацистской символики и напоминающей ее «до степени смешения». 

Когда поправки, одобренные парламентариями, вступят в силу, свастику можно будет использовать в произведениях искусства для формирования негативного отношения к нацизму. Множество проблем должны были испытывать в связи с этим запретом кинематографисты. Однако, режиссер-документалист Григорий Гришин заметил, что касательно кино здравый смысл в чиновниках побеждал. Возможно, потому что в России никогда не снимали фильмы о Великой Отечественной войне со взглядом «с другой стороны». 

— Этот запрет представлял собой лишь гипотетическую угрозу для кинематографистов. В реальности я не могу припомнить ни одного случая, чтобы это сыграло хоть какую-то роль в работе хоть кинопроизводства, хоть кинопроката. Для кино это не было проблемой. И телевидение, и кино совершенно единодушно целенаправленно не замечало существования этих запретов. Потому что иначе нельзя было бы показывать такие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», «Падение Берлина», «Освобождение», да и практически весь пласт советского военного кино. В 60-х-70-х годах-то никому в голову не приходило, что показ свастики может нанести вред государству, – рассказывает режиссер. 

Однако, не следует забывать, что кино и искусство — лишь одна из сторон вопроса. Свастика как символ, как бы это ни было поперек горла кому бы то ни было, присутствует везде. И если, предположим, выставить кусок стены ацтекского храма в музее никто не запретит, возможно, по причине победы того же здравого смысла, то как быть, например, российским адептам буддизма и индуизма? В их религии свастика — священный солярный и универсальный знак, не связанный с нацизмом никаким образом. Однако свастичные узоры на буддийском богослужении не вызовут ли вопросов у правоохранителей? А аутентичные свастичные узоры на реконструкции русского женского передника XIX века у какой-нибудь девушки на этно-фестивале? А если реконструктор собрал у себя комплект формы Третьего Рейха исключительно для участия в тех же самых фестивалях? 

Кстати, не стоит забывать, что нацистской символикой является не только свастика – верхушка НСДАП в свое время приложилась и к листьям дуба, и к скандинавским рунам, и еще к ряду предметов. Здесь тоже положиться на здравый смысл? Так или иначе, отношение к использованию любой нацистской символики, в том числе позаимствованной, законодательно ещё не раз придётся поменять.