Перенос парада Победы на 24 июня стал одним из самых спорных решений федеральных властей в этом году. Многие россияне по разным причинам считают, что лучше было бы совсем его отменить, кто-то считает, что надо было более тщательно выбрать дату. Однако для Самары 24 июня оказалось более чем подходящей альтернативной датой, и для этого определенно есть причины.

Парад Победы, прошедший вчера в Самаре при пасмурной погоде и полупустых трибунах, на которых не было ветеранов (их заботливо решили поберечь от коронавируса), многих обескуражил. А многие считали и считают, что его не должно было быть вообще. Кто-то полагает, что мероприятие, проведенное вне знаковой даты — 9 мая — теряет смысл. Кто-то опасался массовых заражений коронавирусом. Хотя, учитывая реально малую численность зрителей, вспышки болезни вряд ли стоит опасаться.

А кто-то из тех, кто лучше других учили историю, считает, что проведение парада 24 июня неприемлемо по другой причине. Именно в этот день было принято постановление ЦК ВКП(Б) и Совета народных комиссаров СССР об эвакуации населения и промышленных предприятий из зон, близких к театру боевых действий. Есть мнение, что приказ был пораженческим, да и без этого он ассоциируется со стремительным отступлением советских войск и крупными потерями. Но оно не особенно популярно, так как вывезти людей и производственные предприятия, которые в ином случае достались бы немцам и могли быть им чрезвычайно полезны, явно стало необходимостью. А для Самары, которая в тот момент была Куйбышевом, этот приказ вообще оказался поворотным пунктом в истории.

В 1941 году Куйбышев хоть и был центром Куйбышевского края, но все же город был не очень большой — здесь проживало порядка 400 тысяч человек. Но приказ 24 июня полностью изменил ситуацию. В Куйбышев начали перевозить одно за другим промышленные предприятия, обустраивая их на новом месте, и вместе с ними — людей. Кроме этого в краевой центр переехали Совет народных комиссаров и Верховный совет СССР, дипломатические представительства, а также Большой театр и Мосфильм. По сути в тот момент Куйбышев стал столицей СССР, хотя и временной. Для полного комплекта не хватало лишь Государственного комитета обороны, Генштаба РККА и Ставки верховного главнокомандования — они остались в Москве.

В то же время в Куйбышеве начала строиться одна из главных нынешних достопримечательностей — бункер Сталина. Но главное — это промышленные предприятия, которые стали стремительными темпами наращивать производство в городе. Мощности выросли в 5,5 раза, а население за годы войны увеличилось на 200 тысяч человек. По сути дела, эвакуация оказалась для Куйбышева мощнейшим фактором, определившим дальнейший вектор развития Самары как крупного индустриального центра.

Только к октябрю 1941 года в Куйбышев перебрались более двадцати различных предприятий из тех, что находились под патронажем наркомата авиационной промышленности СССР (НКАП СССР).

Именно из эвакуированных предприятий возникли РКЦ «Прогресс» (в него преобразился переехавший из Москвы Авиазавод №1), «Авиакор», «Старт», «Волгакабель». Знаменитый КАТЭК (у многих были мясорубки с такой надписью) образовался от слияния Куйбышевского карбюраторно-арматурного и эвакуированных Ленинградского карбюраторного завода и Московского завода автотракторного электрооборудования.

Были построены с нуля Заводы № 454 и № 145, производящие вооружение для самолетов, Завод № 305, изготавливающий нормали, Завод № 35, производящий пропеллерные винты, Первая очередь Безымянской ТЭЦ мощностью 50 тыс. квт. Достроена и расширена Куйбышевская ТЭЦ, что позволило ввести дополнительную мощность в 12 тыс. квт. Чтобы перечислить все, что построили в Куйбышеве в течение 1941-1945 годов, понадобится целая книга.

После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР. Здесь создан мощный потенциал авиационной (а с 1958 года космической), машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. С 1960 по 1991 год в Куйбышев перестали пускать иностранцев, что свидетельствует об увеличении значимости расположенных в нем производств. В конце 1970-х годов Куйбышев стал городом-миллионником.
Как мы видим, именно эвакуация стала началом этого процесса, который который в другом случае мог бы и вовсе не начаться. Так что отметить военным парадом 24 июня для Самары было очень даже уместно, так как по всем признакам получается, что это дата начала великой перемены Куйбышева. Производственные мощности города были настолько велики, что их не убили до конца даже 1990-е годы. Удалось даже не останавливать их полностью во время длящейся до сих пор эпидемии коронавируса COVID-19. Так что парад, хотя и прошел в несколько смятом режиме, так или иначе стал событием. Пусть и оставшимся для многих незамеченным…

Сергей Любимов