ЛГБТ-активист ["Международное движение ЛГБТ" признано экстремистским в России и запрещено. Хотя юридически единого движения ЛГБТ не существует, фактически под статьи об экстремизме могут подпадать любые организации и физические лица соответствующего профиля] Николай Алексеев заявил о своем намерении обратиться в Европейский суд по правам человека в городе Страсбурге. Он хочет обжаловать решение администрации города Новокуйбышевска, отказавшей в проведении двух ЛГБТ-пикетов и гей-парада. Прошение подавалось в августе 2018 года. 

Имеет ли это обращение смысл, мы поинтересовались у правозащитницы и ЛГБТ-активистки, экс-председательницы движения «Аверс» Оксаны Березовской. 

— ЕСПЧ не может обязать администрацию города дать разрешение на гей-парады. ЕСПЧ рассматривает индивидуальные жалобы, на нарушение прав человека и основных свобод государством. 

Наша собеседница уточнила, что ЕСПЧ уже рассматривал подобные дела: Алексеев против России (2010 год), Баев против России (2017 год). В обоих случаях Страсбургский суд признал нарушение 11, 13 и 14 статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод и признал статью 6.21 КоАП РФ противоречащей Конвенции. Но для российских властей ЕСПЧ не указ, хотя его решения обязательны к исполнению. 

— Россия подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод в 1998 году и, согласно конституции РФ (статья 15 часть 4), если закон Российской Федерации противоречит правилам международных договоров (например, конвенции), то применяются правила международных договоров. 
Но в России уже давно выходят законы, которые нарушают не только международные договоры (Конвенцию), но и Конституцию РФ. Закон о гей-пропаганде, закон об иностранных агентах, о нежелательных организациях, о митингах и собраниях и так далее. 

Однако Министерство юстиции имеет свой взгляд на этот вопрос. 

Цитируем публикацию с официального сайта Минюста: 

— Минюст России с сожалением отмечает, что соответствующие постановления, получившие на национальном уровне широкий общественный резонанс, не переданы в Большую Палату ЕСПЧ, несмотря на то, что их обстоятельства были непосредственно связаны с основополагающими принципами нравственности, морали и защиты прав несовершеннолетних, а также с реализацией конституционных избирательных прав граждан Российской Федерации. Более того, в постановлении по жалобе «Баев и другие против России» ЕСПЧ отметил, что при принятии соответствующих нормативных положений о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних российский законодатель руководствовался, прежде всего, международными правовыми нормами, в частности — Конвенцией ООН о правах ребенка, а в постановлении по делу «Давыдов и другие против России» Европейский Суд не поставил под сомнение избирательное законодательство Российской Федерации. 

Министерство делает вид, что вовсю соблюдает международные нормы, однако же на самом деле подтверждает актуальность старинной русской пословицы: «Закон, что дышло — как повернул, так и вышло».

Однако есть и еще один взгляд на эту проблему. В нашем обществе градус неприятия нестандартных сексуальных отношений столь велик, что в небольшом промышленном городке, каковым и является Новокуйбышевск, власти просто боятся, что гей-парад может закончиться массовой дракой, а точнее — массовым избиением участников акции. Может, чиновники хотят оградить людей от побоев, а может (что более вероятно) — просто не хотят портить отчеты.